21 сентября Дальневосточный художественный музей открывает выставку «Сокровища Ойкумены» (6+), посвященную 200-летию со дня рождения знаменитого искателя легендарной Трои, археолога Генриха Шлимана. Приглашаем всех любителей античного искусства и культуры посетить её. А мы сегодня вновь расскажем о тех людях, кто, можно сказать, шел «по следам Шлимана»: находил, приобретал и коллекционировал античные артефакты прежде, чем они стали частью собрания хабаровского музея. алексей бобринский

Дело жизни Алексея Бобринского

Правнук Екатерины Второй, граф Алексей Алек­сандрович Бобринский (1852–1927) с юности увлекался археологией и начал с раскопок курганов в родовом имении Смела. В середине XIX века археология все еще воспринималась как хобби, в Российской империи не было законов, регулирующих подобные изыскания. Но в 1859 году Александр II создал Императорскую Археологическую комиссию, в задачи которой входила охрана памятников отечественной исто­рии и культуры, раскопки и выдача раз­решений на них. Предводителю губернского дворянства, а позднее сенатору Алексею Бобринскому суждено было стать последним председателем комиссии. Он возглавлял ее с 1886-го по 1918 годы.

Портрет Алексея Бобринского. Фото sklaviny.ru

Под его руководством комиссия проводила раскопки на территории античных полисов Северного Причерноморья: Пантикапея, Ольвии, Херсонеса. Некоторые находки граф Алексей Бобринский приобретал в личную коллекцию, например, миниатюрный чернофигурный лекиф, принадлежащий теперь собранию Дальневосточного художественного музея.

Чернофигурный лекиф из собрания ДВХМ

Очень похожий по исполнению на лекиф из раскопок Генриха Шлимана (главное фото), созданный с ним в одно время и под влиянием одного мастера, этот сосуд в V веке до нашей эры из Афин отправился на северо-восток Ойкумены, чтобы через две с половиной тысячи лет совершить еще более долгий путь, на Дальний Восток России.

Большую часть своих обширных археологических коллекций А.А. Бобринский передавал музеям Москвы и Киева, а то, что находилось в его дворце, после революции было национализировано и пе­редано в Государственный Эрмитаж. Сам граф после революции навсегда покинул Россию, оставив здесь це­лую жизнь, связанную с любимым делом – археологией.

«Увлеченнейший» собиратель инженер Романченко

Профессор Николай Филиппович Романченко (1870–1923), гражданский инженер, архитектор и историк ар­хитектуры, в 1890-е участвовал в раскопках курганов и городищ в Крыму, вблизи Евпатории. Затем увлекся историей Древней Руси. После революции он совмещал преподавание в Пе­троградском университете, работу хранителем музея при Археологи­ческом институте и научным сотрудником Русского музея. В 1918 году Николай Романченко получил охранное свидетельство, защищавшее его обширные коллек­ции: живописи, народного искусства, старинных рукописей, исторических документов, монет, печатей, а также археологические коллекции – античные и египетские, от национализации.

Николай Романченко. Фото krimoved-library.ru

Имея две квартиры на разных этажах, одну Романченко превратил в хранилище, а сам с семьей жил ниже. Вероятно, прославившаяся своей жестокостью банда Леньки Пантелеева просто не знала о сокровищах верхнего этажа, и при налете на квартиру Романченко его коллекции почти не пострадали. Однако Николай Филиппович был смертельно ранен во время ограбления и умер в больнице. Вдова передала в дар Государственному Русскому музею более тысячи предметов, Эрмитажу – более пяти тысяч. Среди подаренных Эрмитажу вещей был чернолаковый килик. В 1931 году этот килик в числе нескольких десятков предметов передан отделом античности Государственного Эрмитажа Дальневосточному художественному музею.

Килик из коллекции Романченко. Фото ДВХМ

Алёна Фролова, завсектором зарубежного искусства ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен