Таежные миры Владимира Арсеньева в ДВХМ
Нехитрое дело попасть ногою в проложенный след, гораздо труднее, но зато и почетнее, прокладывать путь самому. Якуб Колас
2 сентября в Дальневосточном художественном музее открывается выставка (6+), посвященная 150-летию со дня рождения Владимира Кдавдиевича Арсеньева – путешественника, этнографа, писателя, личности столь многосторонней, что трудно перечислить все виды его деятельности. Родившегося в Петербурге Владимира Арсеньева по праву считают дальневосточником. За 30 лет работы на Дальнем Востоке России Арсеньев лично возглавил около десятка только крупных экспедиций, не считая кратких походов во главе воинских команд и участия в борьбе с хунхузами.
Окончив Петербургское пехотное юнкерское училище, Арсеньев подал прошение о переводе на почти не изученный в то время Дальний Восток, и в 1900 году его перевели в 1-й Владивостокский крепостной пехотный полк. В своих дневниках Владимир Клавдиевич писал: «Когда мечта моя сбылась, и я выехал на Дальний Восток, сердце моё от радости замирало в груди». арсеньев выставка
В 1910–1919 годах Владимир Арсеньев параллельно с военной службой работал директором Хабаровского краеведческого музея. После переезда во Владивосток в начале 1920-х годов Арсеньев заведовал этнографическим отделом Приморского музея, который сегодня носит его имя. В 1920-х годах ученый побывал на Камчатке, Командорских островах, прошел по маршруту Советская Гавань –Хабаровск. Он преподавал и читал выездные лекции, консультировал кинематографистов и писал книги. Владимир Арсеньев умер 4 сентября 1930 года от пневмонии, которой он заболел в экспедиции. Часто цитируют одно из его последних писем: «Мое желание – закончить обработку своих научных материалов и уйти, уйти подальше, уйти совсем – к Дерсу!»
Дальний Восток, неизведанная земля с уникальной природой, сложными условиями и удаленностью от центра, притягивал не только исследователей и путешественников, но и всегда был источником вдохновения для людей творческих – писателей, художников.
Работы, представленные на выставке, позволят увидеть этот замечательный край глазами художников – современников Арсеньева: Владивосток 30-х годов на картинах московского живописца Г.Г. Нисского и ленинградского художника Г.Б. Алексеева, служивших на Дальнем Востоке. Старый Хабаровск и таежные уголки Приамурья – излюбленные темы А.В. Шишкина, человека, судьба которого во многом схожа с судьбой самого Владимира Клавдиевича. Коренной москвич, приехав на Дальний Восток, остался здесь до конца своей жизни, участвовал в знаменитой Хорско-Анюйско-Самаргинской комплексной экспедиции 1946 года, был влюблен в дальневосточную природу и обрел в Хабаровске вторую родину. арсеньев выставка
Желание увидеть дикую, хранящую множества тайн приамурскую тайгу послужило поводом для многочисленных этнографических экспедиций Лесючевских – ленинградской художницы Ольги и ее мужа Владимира, искусствоведа, художника, этнографа и археолога. Художник и научный сотрудник Дальневосточного художественного музея Г.В. Гусак, выезжая в районы Хабаровского края, собрал удивительную коллекцию народного искусства и оставил многочисленные пейзажные зарисовки, портреты и картины о жизненном укладе малых народов Приамурья.
«Певцом Уссурийской тайги» называли художника В.Г. Шешунова. Пейзажист, ученик знаменитого И. Шишкина, он, как и Арсеньев, по велению сердца приехал на Дальний Восток, чтобы остаться здесь навсегда и посвятить свое творчество неповторимой природе Приморского края. Вавра Франтишек, чех по национальности, в период Первой мировой войны находился в России. После вступления в Чехословацкий корпус оказался во Владивостоке. В 1920-е годы, одновременно с Арсеньевым, находился на Камчатке. Улицы Петропавловска на его акварелях – возможно, те, по которым ходил и Владимир Клавдиевич. арсеньев выставка
Художник И.Ф. Палшков, учившийся рисованию в Петербурге, куда был направлен «Землячеством Хабаровска», в 1918 году вернулся на Дальний Восток. Жил и работал в «арсеньевских» местах – Никольске-Уссурийском, Краскино, Сучане. Помимо живописи серьезно занимался энтомологией и открыл два вида бабочек. В.Н. Высоцкий – коренный дальневосточник, охотник, знавший и любивший дальневосточную тайгу.
Любимые герои его произведений – коренные жители Приамурья и первозданная природа этого края. Дальний Восток, включающий в себя невероятно разные территории – Приамурье, Приморье, Камчатку, Сахалин и Курилы, стал уникальным материалом для достоверного создания монументально-эпических пейзажей. Художники следующего поколения – И.С. Петухов, В.П. Степанов, А.М. Федотов, Н.Ф. Чайкин приехали в свое время в Хабаровск из разных уголков России. Всех этих людей объединяет беззаветная любовь к величественной и фантастической дальневосточной природе, благодаря которой мы можем прикоснуться к тайне необыкновенной и по сей день не до конца познанной земли.
Ольга Коновалова, завотделом ДВХМ Главное фото: К.И. Шебеко - Вечер. Сихотэ-Алинь
- Поэзия пейзажей Ефима Волкова в ДВХМ - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен