Две абсолютно непохожие друг на друга истории собирательства продолжают рассказ об уникальных предметах античности из собрания Дальневосточного художественного музея. Любопытно, что при этом в далеком от столиц Хабаровске оказались дары адмирала Григория Спиридова и египтолога Владимира Голенищева. античные скульптуры

Дар адмирала Спиридова

Адмирал Григорий Андреевич Спиридов (1713–1790) известен как участник русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Про него писали, что после побед русской армии он три года «господствовал в Греческом архипелаге. В качестве базы русского флота использовался остров Парос. В 1772 году русский адмирал распространил свои действия на всю восточную часть Средиземноморья, начиная с Ионических островов и до побережья Египта и Сирии». В 1774 году Григорий Спиридов ушел в отставку и вернулся в Россию. античные скульптуры

Тогда же им была подарена Императорской Академии художеств небольшая коллекция древностей (3 статуи, 3 головы, 4 бюста «без голов», 20 барельефов и 2 колонны). Вероятно, вместе с другими памятниками из коллекции, которые «адмирал успел собрать на греческих островах во время турецкой войны», в Академии оказались надгробный памятник юноши и мраморный женский торс, ныне входящие в собрание ДВХМ.

античные скульптурыантичные скульптуры

Торс, став уже собственностью Академии, какое-то время был элементом интерьера «Концертного зала», павильона в Царскосельском Екатерининском парке. По велению Екатерины Великой парк был украшен свидетельствами побед России в русско-турецких войнах, в том числе Чесменской колонной в память о славной победе 26 июня 1770 года в битве под Чесмой, героем которой был Спиридов.

Египетские приобретения Владимира Голенищева

История двух небольших мраморных скульптур из собрания музея связана с именем одного из самых крупных египтологов и ассирологов мира – Владимира Семеновича Голенищева (1856–1947), заложившего в России основы изучения истории и культуры Древнего Египта.

Владимир Голенищев, в 1879 году впервые посетив Египет, был настолько пленен историей этой страны, что за следующие 25 лет совершил туда 60 экспедиций и собрал доступную для обозрения всем любителям старины коллекцию из 6000 предметов.

В результате краха в 1908 году Среднеуральского золотопромышленного акционерного общества, пайщиком которого была семья Голенищевых, Владимир Семенович оказался на грани полного разорения. Им было принято трудное решение о продаже коллекции. В докладной записке А.А. Мосолову, заведующему канцелярией Министерства Императорского двора, он писал: «Заветной мечтой моей было сохранить до самой смерти при себе те предметы, которые я со страстностью любителя отыскивал, приобретал и холил и которые со временем хотел завещать какому-нибудь из отечественных музеев».

Несмотря на то что многие музеи мира выразили желание приобрести знаменитую коллекцию, В.С. Голенищев сделал все от него зависящее, чтоб собрание осталось в России. Коллекция попала в государственную собственность в 1912 году. В этот год открылся Музей изящных искусств (ныне – Государственный Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), куда и поступила большая часть грандиозного собрания Голенищева.

Отдельные предметы он подарил Эрмитажу, в частности, поступившие в 1931 году оттуда в ДВХМ мраморные голову ребенка и торс Афродиты. На торсе сохранился ярлычок: «Дар В.С. Голенищева 1908». Обе работы, вероятно, созданы египетскими мастерами римской эпохи: «Во время своих экспедиций в Египет В.С. Голенищев приобретал и произведения античной скульптуры. Среди них ряд греческих и римских реплик и копий уменьшенного масштаба с известных греческих скульптур, главным образом со статуй Афродиты… Это памятники эллинистической скульптуры, преимущественно александрийской школы». Примечательно, что обе вещи упомянуты О.Ф. Вальдгауером в каталоге античной скульптуры Государственного Эрмитажа в 1931-м и даже в 1936 годах, когда предметы уже находились в Хабаровске.

античные скульптуры

Алёна Фролова, завсектором зарубежного искусства ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен