Поэзия пейзажей Ефима Волкова в ДВХМ
«Поэт русской осени и русских туманов», именно так называли современники Ефима Ефимовича Волкова. Его картина «Сумерки» 1896 года украшает постоянную экспозицию залов русского искусства Дальневосточного художественного музея. ефим волков
Художник писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России, выбирая сюжетом своих картин не красивые ландшафты, а скромные уголки природы. В них он старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование.
Ефим Ефимович родился 23 марта 1844 года в Петербурге, в семье фельдшера. С раннего детства он увлекался живописью, но семья не одобряла этого увлечения. Будущий художник воспитывался в частном пансионе и в петербургской Введенческой гимназии.
Некоторое время Волков работал канцелярским чиновником в Министерстве юстиции, а также в Департаменте государственных имуществ. В чине губернского секретаря, в возрасте 22 лет, вышел в отставку.
В 1866 году Ефим Волков поступил в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где проучился всего один год. За это время великовозрастный ученик сумел, к удивлению многих, освоить четырехлетний курс обучения школы и в 1867 году стал вольнослушателем императорской Академии художеств. Уже в 1899 Волков был удостоен звания академика. B 1878–1918 годах его многочисленные работы регулярно выставлялись на выставках Товарищества передвижников, в деятельности которого он играл видную роль.
Довольно часто художник в своем творчестве варьировал мотив заросших берегов небольших рек, ручьев. Для работ Волкова характерен свободный, динамичный мазок, разнообразная фактура и, вместе с тем, простота изобразительного мотива.
Лев Николаевич Толстой, обходя как-то передвижную выставку, сказал: «Ефим Волков, как мужик, и голос у него корявый, и одет неказисто, а орет истинно здоровую песню, и с любовью…»
Пожалуй, так оно и было. Волков любил и чувствовал природу, как простой русский человек. И люди, соприкасавшиеся с природой, бродившие на охоте по болотам, опушкам леса, лугам, хотя бы случайно наблюдавшие утренние, вечерние зори и не искушенные в тонкостях искусства, ценили пейзажи Волкова.
Любимым образом в художественном творчестве Ефима Ефимовича является лес, его живописные опушки, полянки в окружении деревьев, маленькие озера и берега извилистых речушек. Художник вообще прославился именно своими чарующими пейзажами. Неброские, на первый взгляд, виды в руках умелого мастера становились торжественными, поражали зрителей своим величием, удивляли загадкой или погружали в умиротворение.
Волков писал и крымские пейзажи, но южная природа не впечатляла своими яркими красками, его сердце отдавало предпочтение природе средней полосы России, которую он изображал с любовью и особым душевным трепетом.
Волков особенно любил писать смену природы во время закатов, рассветов или при перемене погоды. В его осенних и весенних пейзажах часто будет появляться эффект едва уловимой дымки, наполняя работы влагой осеннего или весеннего дня. Под кистью мастера невзрачные пейзажи расцветали и манили зрителя своей удивительной гармонией.
Его пейзажи о высокой тихой одухотворtнности природы, без буйства красок и неистовства стихии: нежное ранее утро или грустный закат, звенящая тишина над лесными омутами или тусклая бронза осени над заросшим прудом. Он много лет был известным и любимым публикой художником, репродукции с его картин печатали модные столичные журналы, издательства приглашали его для иллюстрации книг.
В январе 1902 года в залах Императорской Академии художеств открылась выставка двух академиков: Маковского и Волкова. И вот как о выставке отозвался модный и дорогой петербургский журнал «Художественные сокровища России» (16+): «Можно констатировать факт, свидетельствующий, пожалуй, о некотором подъеме вкуса в русском обществе, что ни тот, ни другой из этих двух столпов передвижничества не имели того успеха, который они могли ожидать еще лет 5-6 тому назад. Эта выставка лишний раз и с полной убедительностью доказывала, что живопись Владимира Маковского очень мало имеет общего с искусством, а то что господин Волков, хотя и действительный член Академии, едва ли может считаться художником».
Ефим Ефимович очень тяжело воспринял случившуюся неудачу. Он еще продолжал много работать, но писал больше «для себя», практически не экспонируя свои работы.
Разочаровавшись в публике, резко потерявшей интерес к творчеству художников-передвижников, Волков сильно похудел в последние годы своей жизни, осунулся, стал хмурым, но не изменил себе и до конца своих дней рисовал болотистые пейзажи окрестностей любимого Петербурга, находя в них тишину, очарование и покой.
Умер Ефим Ефимович Волков в Петербурге 17 февраля 1920 года.
И.Н. Волочкова, методист ДВХМ Главное фото: Е.Е. Волков – Сумерки, 1896, х.м.
- Польский художник с русской душой в ДВХМ - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен