Модели парусных шхун мастеров Чукотки в собрании Дальневосточного художественного музея
Чукотское искусство художественной резьбы по кости определяется жизненным укладом аборигенов. Резная кость заменяла такие повсеместные на юге материалы, как дерево и даже металл, во всех аспектах их применения в быту и промыслах. шхуна
Как писал исследователь Н. И. Каплан: «Совсем недавно целые клыки моржа употреблялись как полозья для ручных саней; из моржовой кости изготавливались части собачьей упряжки, рыболовные крючки, скребки для обработки кожи и другие промысловые предметы. В более отдаленном прошлом кость почти целиком заменяла металл; из нее, кроме вышеназванных предметов, изготавливались наконечники стрел, копий, дротиков, посуда, рукояти ножей, застежки для поясов и многие другие бытовые вещи».
Такое положение дел обусловило широкое развитие этого ремесла в различных его направлениях: как в плоской гравировке на бивнях, так и в круглой пластике. Но отдельным направлением стоит выделить моделирование парусных шхун – иностранных и российских, прибывающих к берегам Чукотки.
Как нам известно, любое мастерство может перерасти в искусство. Утилитарность, постепенно перетекающая в эстетику и полностью вытесняемая ею, – характерная тенденция в развитии того направления в косторезном ремесле, которое описывается в этой заметке. Родилось это направление сравнительно недавно, чуть более 100 лет назад. Примерно в этот период в силу технического прогресса и освоения северных широт планеты к берегам Чукотки чаще стали приплывать шхуны не только из России, но также из Америки и Европы.
По неподтверждённым данным, первый раз запечатлел такую шхуну искусный косторез и умелый охотник, сделав это без предварительного рисунка, чертежа и каких-либо измерительных приборов, на глаз. После чего самые умелые мастера переняли это новое направление в технике народного искусства. В действительности, чтобы смоделировать корабль в начале XX века, не имея идентичных ему материалов, а только лишь моржовый клык и ус кита, необходимо было обладать навыками большого мастера в резьбе круглых форм по кости. Мало того, подробная детализация таких произведений, как и их полная сборка требовали от авторов немалого времени и явной склонности к миниатюризации. Однако, судя по всему, делали такие вещи очень увлечённые люди, стремящиеся к результату, не взирая на потраченное время и силы, не говоря уже об отсутствии в те времена электрических инструментов для обработки кости. Чего только стоят тончайшие паруса шхун, которые делались из того же моржового клыка или лопаточной кости оленя.
Производство моделей шхун не отличалось массовостью прежде всего потому, что оно не было исконным искусством, а также требовало большего времени. Кроме того, спрос на новое направление моделирования был не так велик. Но как мы знаем, чем реже встречаются произведения определённого вида, тем они ценнее.
В коллекции народного декоративно-прикладного искусства Дальневосточного художественного музея хранится всего три модели парусных шхун, две из которых сделаны неизвестными мастерами. Эти две работы неизвестного авторства имеют названия «Шхуна двухмачтовая» (рис. 1, рис. 2) и «Шхуна Waerlus» (главное фото) (скорее всего, это искаженное английское слово walrus – морж). они достаточно миниатюрны, не более 25 см в длину и 30 см в высоту (учитывая мачты). Оба парусника снабжены маленькими открепляющимися шлюпками.
Судно «Waerlus» имеет чёрную палубу из большого куска уса гренландского кита и мостик с ажурными белыми перилами по бокам. Из такого же куска тонко вырезаны две чёрные «верёвочные» лестницы на двух высоких мачтах с распущенными парусами из тонко вырезанных пластин.
Двухмачтовая шхуна ещё миниатюрнее, что не помешало автору воссоздать на носовой части палубы механизм для поднятия якоря. Все детали двухмачтовой шхуны, кроме верёвок, выполнены из моржовой кости.
Оба экспоната, датированные 1920-ми годами, поступили в музей со Всесоюзной сельскохозяйственной выставки национального искусства в 1927 году.
В сравнении с предыдущими двумя работами моторно-парусная шхуна «Морж» (рис.3, рис.4) – модель с более высокой детализацией и имеет бóльшие размеры: 40 см в высоту, 53 в длину и 5,5 см в ширину. Фамилия автора этой модели записана как Лельшним. Данный экспонат отличается не только точностью в воспроизведении корабля, но и скорее всего – авторским украшением носовой части парусника в виде головы моржа, увенчивающей бушприт (конструкция на носовой части корабля). Большое количество мельчайших деталей, крепления «канатов» и их переплетения повторяют планировку реальной шхуны. Рассматривать такой экспонат можно долго, всякий раз находя в нём новые интересные детали и поражаясь искусности и усердию автора. Сама шхуна создана чуть позднее, датируется она 1930-ми годами. В музей она поступила в 1938 году через Дальневосточный краевой выставочный комитет по подготовке к сельскохозяйственной выставке.
Конечно, такая «сувенирная продукция» немного не характерна для традиционных промыслов чукчей, но она ценна в том числе и тем, что демонстрирует влияние внешнего мира на искусство аборигенов Чукотки, расширяя его сложившуюся веками тематику.
Ковальчук А. М., специалист ДВХМ
- Орнамент в текстиле народов Приамурья - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен