Орнамент в текстиле народов Приамурья
Орнамент – неотъемлемая часть культуры коренных народов Приамурья. Если верить трудам этнографов (Окладников А.П.), его истоки уходят в далёкое прошлое эпохи неолита (12-1,5 тыс. лет до н.э.). орнамент народов приамурья
Столь длительное существование данного феномена обуславливает его развитие и разветвление на отдельные разновидности у разных народностей в зависимости от их места обитания и межэтнических связей. Многочисленные приёмы и принципы создания разных элементов узора могли закрепляться за определёнными родами и передаваться из поколения в поколение. Всё это обеспечило некий единый принцип в орнаментальном рисунке.
Основу приамурского орнамента составляют лента и спираль, отчего он и называется «спирально-ленточным». Линия орнамента может быть непрерывной, может делиться на элементы, вырисовывая то растительные, то зооморфные мотивы. Она (линия) то монохромна, то переливается множеством цветов, оканчиваясь спиралью или трилистником. Вышеперечисленные изобразительные средства в определённых комбинациях могут принадлежать народному искусству определённого этноса.
Как известно, на территории Приамурья проживают нанайцы, ульчи, негидальцы, нивхи, эвенки, а также орочи и удэгейцы. У каждой из этих народностей свой неповторимый стиль орнаментации изделий декоративно-прикладного искусства. орнамент народов приамурья
Дальневосточный художественный музей, храня в себе около 3000 экспонатов народного приамурского искусства, предоставляет возможность сравнивать образцы орнамента разных дальневосточных этносов, определяя характерные особенности построения узора для определённого народа. Следует отметить, что в рамках данной статьи мы рассмотрим оформление только текстильных предметов (элементы костюмов, ковры и т.д.) нанайцев, ульчей, негидальцев, нивхов и удэгейцев.
Начать сравнение стоит с самого архаичного(по мнению этнографов) удэгейского орнамента. Его мотивы – это тонкие полихромные спирали и ленты, вьющиеся, заплетающиеся в замысловатые узоры симметрично повторяющихся элементов. В этих самобытных узорах нет зооморфных мотивов, только лента, меняющая цвет по всей своей длине (рис. 2).
Техника вышивки, характерная для всех текстильных удэгейских изделий, – это узкий шов, выполненный гладью, которым зашивается спиралевидно изогнутый орнамент, вырезанный из кожи рыбы и подклеенный на ткань (рис. 3). Полихромия цвета и блеск шелковых ниток на контрастном фоне придают костюма мудэгейцев праздничность и декоративность.
В собрании ДПИ народов Приамурья Дальневосточного художественного музея больше всего предметов искусства снанайским орнаментом. Его отличие от удэгейского орнамента заключается как в изображаемых мотивах, так и в превалирующих техниках исполнения. Орнаменты имеют свою ширину, заполненную одним (чаще тёмным) цветом, по силуэту эта одноцветная вырезка часто обшивается узорными швами из разноцветных ниток (рис. 4, 4.1).
Зооморфные образы – то, что не присутствует в удэгейских и негидальских узорах. Изображения зверей, птиц, рыб вплетены в спирально-ленточные узоры так лаконично, что становятся неотъемлемой частью композиции. Почти всегда они стилизованы, но при этом сохраняют характерные узнаваемые черты. Следует отметить одну важную художественную особенность изображения животных в нанайском орнаменте. В большинстве случаев мастер изображает их профильный силуэт. Это относится к изображению птиц (кроме орла), лесных животных (оленя, изюбря, зайца, соболя и т. д.), рыб. Мелкие представители фауны: пресмыкающиеся, рептилии и насекомые (ящерицы, лягушки, пауки, черепахи, стрекозы, бабочки и др.) – изображаются сверху, как бы распластанными (рис. 5).
Третьим элементом, выполняющим функцию объединения, является узкая лента или линия. Благодаря ленте обеспечивается непрерывность – одна из характерных качеств нанайского орнамента. орнамент народов приамурья
Ульчский орнамент мотивами схож с нанайским. Отличает его отсутствие непрерывности узора и некоторые различия в технике (рис. 6). К примеру отдельные элементы не заполняются цветом и выделяются от фона только окантовкой из узорного шва или очень тонкой гладью по настилу (рис. 7). Ульчи немного больше тяготеют к зооморфным мотивам, на их костюмах чаще можно различить рыбок, на коврах – птиц.
Нивхские и айнские узоры родственны и довольно схожи с нанайским и ульчскими как в перекликающихся мотивах, так и идентичных техниках исполнения. Разница состоит в том, что мастера нивхов и айнов предпочитали укрупнённые элементы, из-за чего в спирально-ленточных композициях довольно ограниченное число дополнительных элементов (рис. 8, рис. 9). Следует также отметить: айнская и нивхская спираль может примыкать своими границами к самой себе, не оставляя под собой место для фона.
Негидальский орнамент стоит особняком от предыдущей группы (нанайцев, ульчей, нивхов) ипримечателен как материалом, на который он наносится, так и воспроизводимым «мономотивом». В основном негидальские мастерицы нашивают цветными нитками узоры на ровдугу (оленью замшу). Также характерным отличительным свойством негидальского узора является декорирование линии ритмично повторяющимися клеточками контрастных оттенков. Сами линии оканчиваются не спиралями, а трилистниками. Узор непрерывен и многоцветен, зооморфные мотивы отсутствуют (рис. 10).
Такие характеристики особенностей орнаментов приамурских аборигенов хотя и выявляют основные отличительные признаки узоров по этнической принадлежности, не являются строгим каноном в их идентификации. Причина тому – сильные межэтнические связи, в данном контексте выполняющие функцию по смешению стилей и техник мастеров единой, но такой многообразной культуры народов Приамурья. А познакомиться с образцами творчества представителей этой культуры вы можете в стенах Дальневосточного художественного музея на тематических временных выставках.
Ковальчук А. М., специалист ДВХМ
- Миф о трёх солнцах на нанайских коврах из коллекции Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен