В Дальневосточном художественном музее открылась выставка «Собрание Третьяковых в Дальневосточном художественном музее» (6+) . собрание третьяковых

31 августа 1892 года Павел Третьяков направил в Думу заявление, в котором выразил желание принести в дар Москве свою коллекцию, выполнив тем самым и волю покойного брата. Объединенная коллекция братьев Третьяковых получила юридически закрепленный статус «Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», став в ту пору главным музеем русского национального искусства. В этом году этому знаменательному событию исполняется 130 лет. собрание третьяковых

Павел Михайлович Третьяков родился 15 декабря 1832 года в Москве, в Замоскворечье в семье купца 3-й гильдии — низшей в купеческой «табели о рангах». Спустя два года 19 января в семье появился Сергей, разделивший с братом увлечение искусством. С детских лет они были погружены в атмосферу строгой системы христианских ценностей и патриархальности.

Я.С. Корнилов - Итальянка у фонтана

Первое приобретение Павла Третьякова, закрепленное документально и дошедшее до наших дней, относится к 22 мая 1856 года. Он сразу выделился из среды московских коллекционеров, заявив о музее определенной направленности: коллекционирование произведений только отечественной живописи и графики.«…Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном своем ходе» (П.М. Третьяков)

Вкус П.М. Третьякова был настолько непререкаемым, а художественное чутье настолько тонким, что И.Н. Крамской однажды сказал о нем: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем».

Потомственный почетный гражданин Павел Михайлович Третьяков, скончался 4 декабря 1898 года. Последними словами его было: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Реальной замены, равнозначной Павлу Михайловичу, у Московской городской думы, формальной владелицы Третьяковской галереи, не было. Не удивительно, что возникла идея о некоем коллегиальном органе. Таким органом в 1899 году стал Совет Третьяковской галереи, состоящий из избираемых Думой трех членов, «из числа лиц, известных своими познаниями в области искусства», «в числе коих должен стать хотя бы один художник». В первый совет вошли – дочь П.М. Третьякова А.П. Боткина, художник В.А. Серов, коллекционер и художник И.С. Остроухов. В 1913 году попечителем Галереи стал известный художник и историк искусства И.Э. Грабарь.

События Октябрьской революции 1917 года стали рубежными не только для российской истории, но и для истории Третьяковской галереи. Прежние законы и правила были отменены, галерея стала государственной, но, к счастью, сохранила в своем названии имена братьев Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. В 1920-е годы началась продолжившаяся в 1930–1950-е годы политика властей по перераспределению музейных фондов, и, в частности, выдача произведений в периферийные музеи по всей стране. Завещание Третьякова о неделимости коллекции было нарушено. Осуждать эту политику сейчас трудно: при всей «насильственности» она, несомненно, способствовала формированию хороших региональных музейных коллекций, которыми мы сейчас гордимся. В число таких коллекций вошел и Дальневосточный художественный музей, который в 1931 году получил более 70 произведений из Государственной Третьяковской галереи.

На выставке представлены живописные полотна, большая часть которых была в свое время приобретена непосредственно Павлом Михайловичем Третьяковым. Среди них – Крамской И.Н. и Репин И., Щедрин С. и Поленов В., Дубовской Н. и Верещагин В.

В.Д. Поленов - Передовые позиции

В 1870-е годы Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. В экспозиции представлены картины художников этого направления – Ознобишина Г.А., Мартынова Д.Н., Маковского В.Е.

П.М. Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно. В 1860-е годы в его собрании появляются вошедшие в данную экспозицию картины Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, М.К. Клодта. Он писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но, чтобы в ней правда была, поэзия.»

Впервые увидев на 12 Передвижной выставке в 1884 году картину ученика М.К. Клодта Н.Н. Дубовского, Третьяков приобрел ее для своей галереи. В дальнейшем он внимательно следил за творчеством Дубовского, пополняя свое собрание его работами. Последняя картина – «Тихий вечер», которую критик «Русских ведомостей» Н. Селиванов назвал «Поэмой в золотом», была приобретена в 1898 году.

Трудно переоценить роль деятельности П.М. Третьякова в формировании и развитии художественного процесса в России второй половины 19 века. Будучи меценатом и собирателем, Павел Третьяков создал наглядную историю развития русской живописи. На выставке можно увидеть произведения тех, кого человек с безупречным чутьем и непререкаемым авторитетом считал достойными представить потомкам историю русского искусства.

Ольга Коновалова, завотделом ДВХМ Главное фото: М.К. Клодт - Вечерний вид в деревне. Орловская губерния


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен