В Дальневосточном художественном музее начинает работать выставка, посвященная 100-летию окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке (6+).

Гражданская война на Дальнем Востоке – одна из самых интересных, но и противоречивых страниц в истории нашей страны. Многое остаётся неизвестным, случайно или специально скрытым, или основательно забытым за последние десятилетия. Несмотря на то, что это время насыщено событиями и фактами, единой точки зрения на происходившее тогда нет.

О причинах и последствиях этого события дискуссии продолжаются и спустя 100 лет. Но никто не оспаривает того факта, что этот переломный момент в жизни нашего государства не только изменил ход его истории, но и оказал огромное влияние на сознание, образ жизни и мыслей его граждан. Все это, без сомнения, не могло не отразиться в искусстве, поэтому произведениям историко-революционного содержания принадлежит очень большая роль, и они составляют самый обширный и важный раздел исторического жанра.

Прежде всего, искусство отозвалось на революционные события произведениями тех боевых агитационно-массовых его видов, что получили развитие с первых же дней существования Советской власти и, особенно в условиях гражданской войны - в политических плакатах и карикатурах.

В.В. Павчинский - Генерал Молчанов

Вадим Павчинский – известный хабаровский журналист, писатель и художник-график представлен на выставке серией работ «Кого мы били на Дальнем Востоке» в стиле сатирической графики. Лаконизм линии, силуэта, цвета, надписи, нарочитый примитивизм языка способствовал быстрой доходчивости того, что изображалось на плакате, его остро агитационной направленности.

Вадим Вадимович Павчинский родился в 1912 году во Владивостоке. Еще учась в школе, стал работать в газете «Красное знамя». После окончания школы работал на Дальзаводе, освоив несколько рабочих специальностей. В своей автобиографии писал: «В 1931 году заводской комитет комсомола направил меня на постоянную работу в заводскую многотиражку «Молот», где я работал массовиком. С тех пор я нахожусь на журналистской работе». Вадим Павчинский работал художником и журналистом в «Тихоокеанской звезде», сотрудничал с краевыми газетами «Тихоокеанский комсомолец» и «Тревога», освещал судебный процесс над японскими военными преступниками в 1949 году. Серию «Кого мы били на Дальнем Востоке» создал в 1947 году. В эту серию работ вошли карикатурные портреты видных деятелей Белого движения на Дальнем Востоке, представителей Временного Приамурского правительства и военачальников времен Гражданской войны.

В.В. Павчинский - Воевода Дитерихс

В. Павчинский - автор около двух тысяч рисунков, карикатур, плакатов, гравюр, показанных в разные годы на выставках в Хабаровске и Москве. Об одной из таких выставок в 1946 году писала газета ТОЗ: «На выставке – более сотни карикатур. Собранные вместе, они звучат как залп по врагу. Лаконичность, острота мысли, ясность композиции, многообразие сюжетов – все это есть в работах художника В. Павчинского. Гневные, обличающие, бичующие карикатуры в большинстве случаев понятны без подписей» (Николаев П.).

В произведениях последующих лет историко-революционная тема решается многопланово. Принимая эстафету от старших художников и обращаясь к временам своих отцов и дедов, мастера 60– 80–х годов сумели добавить много волнующе интересного к тому, что было сказано нашим искусством о тех временах.

Замечательный хабаровский живописец и график, заслуженный художник Хабаровского края Герман Алексеевич Палкин известен широкому зрителю прежде всего своими акварельными пейзажами. Служба на границе, работа в геологической партии помогли мастеру узнать и полюбить живописную природу Приамурья. Однако диапазон его творчества гораздо шире.

Герман Палкин считается одним из лучших художников – плакатистов, известный иллюстратор произведений дальневосточных художников. Тем интереснее увидеть на выставке его жанровые произведения, посвященные событиям Гражданской войны на Дальнем Востоке. Произведения Г. Палкина всегда узнаваемы по выразительному сюжету, композиционной цельности, точности изобразительных элементов и техническому мастерству. Автор сумел не только отразить время, но и за счет декоративности и стилизации придать своим образам монументальность.

Г.А. Палкин - Последний допрос. Партизан Иван Славин

Тема гражданской войны вошла в искусство как тема современная и остается неразрывно связанной с сегодняшней действительностью, с самым передовым в ней. И глубоко закономерно появление на наших выставках все новых и новых историко-революционных полотен, скульптур, графических циклов. Нашей эпохе открыто огромное богатство живописного наследия предыдущих поколений. Современного художника не ограничивают практически никакие рамки, которые были определяющими, а подчас и враждебными для развития изобразительного искусства. Некоторая часть современных художников старается придерживаться принципов советской реалистической школы, кто-то находит себя в других стилях и направлениях. На выставке представлены произведения живописи, графики скульптуры достаточно большого временного интервала. Широта художественно-выразительных средств и идеалов, которые предоставило нам прошлое, должна быть переосмыслена и послужить основой для новых творческих путей и создания нового образа.

Ольга Коновалова, завотделом ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен