Анималист Роза Бонёр - художница с мужским нравом в ДВХМ
В истории мировой культуры женские имена встречаются намного реже, чем мужские. Этому есть объяснение - вплоть до XIX века у представительниц прекрасного пола не было доступа к художественному образованию. анималист
Социальные ограничения контролировали жизнь женщины в обществе - умеренность в манерах, высокая нравственность и служение интересам мужа ценились в девушке гораздо выше, чем творческий порыв. Талантливым женщинам приходилось преодолевать немалые трудности для того, чтобы посвятить себя искусству. Каждой, прежде чем взяться за холст и кисти, приходилось доказывать свое право на это. Тем не менее, именно эти редкие случаи подарили миру ряд знаменитых художниц. анималист
В коллекции Дальневосточного художественного музея есть работа Розы Бонёр (Rosa Bonheur) (1822-1899) – известной французской художницы, одной из крупнейших анималистов XIX века.
Роза родилась в творческой семье. Когда мать учила её читать и писать, то просила выбирать и рисовать различных животных для каждой буквы алфавита. Художница позже говорила, что с этих уроков началась ее любовь к рисованию. Её отец Раймон Бонёр, художник-пейзажист и мастер рисунка, по своим убеждениям был сторонником равноправия полов и женской эмансипации. Он охотно помогал дочери во всех её начинаниях, поощрял интерес к рисованию животных, принося их в студию семьи для изучения. Отец не только давал Розе уроки рисования, но и водил в Лувр, где она делала копии с полотен известных художников. анималист
Определившись с темой в творчестве, Роза изучала анатомию и остеологию животных на скотобойне в Париже и в Национальном ветеринарном институте, самостоятельно проводя там вскрытия. Там она подготовила подробные этюды, которые позже использовала для своих картин и скульптур. анималист
В 19 лет Роза Бонёр впервые выставила картины на парижском салоне 1841 года, в следующем году она представила широкой публике свою первую скульптуру. С тех пор ежегодно её работы удостаиваются медалями разного достоинства, их приобретают Люксембургский музей, Лувр, Лондонская национальная галерея.
В 30-летнем возрасте к ней приходит международный успех. За короткий срок она создает самую известную свою работу «Ярмарка лошадей».
Изображения животных, созданные кистью Розы Бонёр, практически безупречны. Королева Виктория, известная своей любовью к лошадям, организовала приватный показ этой картины в Букингемском дворце. Позднее это полотно купил американский миллионер Корнелиус Вандербильт и передал его в дар Метрополитен - музею в Нью-Йорке. В Англии и Америке произведения Бонёр пользовались особой любовью и спросом.
Она была очень популярна при жизни, её портреты регулярно появлялись в журналах. Художницу приглашали читать лекции по всей Европе. В XIX веке такое в жизни художницы кажется почти нереальным.
Помимо того, что Роза сумела стать любимицей влиятельных людей и ценителей искусства, она была более чем эксцентрична. Вся её жизнь шла вразрез с традиционными представлениями о женственности: она не вышла замуж, объясняя отказ от брака нежеланием терять независимость, курила и предпочитала носить одежду в мужском стиле.
А в то время, чтобы придерживаться такого стиля необходимо было доказать, зачем вам он нужен. Художница с легкостью это сделала, аргументировав тем, что в брюках куда легче бегать за животными, выискивая наиболее подходящих для ее картин. Во Франции по закону от 1800 года, женщинам не разрешалось носить брюки и Роза Бонёр должна была просить разрешение, на переодевание, которое каждые шесть месяцев нужно было продлевать в префектуре полиции Парижа.
В 1859 году успех Бонёр позволил ей переехать в замок Бю недалеко от Фонтенбло, где она прожила всю оставшуюся жизнь, и где сейчас находится музей, посвящённый ей. В поместье были построены большая мастерская и загон для животных. В загоне, в разное время, содержались быки, лошади, муфлоны, олени, лани, кабаны, бараны и другие животные, которые служили натурой для работ художницы.
Работу Розы Бонёр «Корова» можно увидеть в Дальневосточном художественном музее в постоянной экспозиции западноевропейского искусства.
Картина очень реалистична. Мы видим четко проработанные линии, детально проработаны шерсть животного, видны мышцы, что подтверждает глубокие познания в анатомии. Прорисованы ресницы, корова как-будто заметила, что за ней наблюдают, и слегка скосила глаза. Отщипывая листья листья кустарника, корова обнажает зубы. Современники приписывали работам Бонёр фотографическую точность.
Обладая сильным характером, творческой отвагой и редкой настойчивостью Бонёр внесла большой вклад в развитие анималистического жанра и получила признание своего таланта. Она была награждена Орденом Почетного Легиона Франции. Это было неслыханно, такая награда – и женщине. И не за храбрость и подвиги, а за талант, ум и благородный характер. Среди других её наград были испанский орден Изабеллы Католической и орден Леопольда Бельгийского, в её честь назван кратер Роза Бонёр на Венере.
Боброва Е.А., специалист по просветительской деятельности ДВХМ Главное фото: Эдуард Луи Дюбуф. Портрет Розы Бонер. 1857
- «Девушка в полушубке» Георгия Ряжского в коллекции Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен