В истории мировой культуры женские имена встречаются намного реже, чем мужские. Этому есть объяснение - вплоть до XIX века у представительниц прекрасного пола не было доступа к художественному образованию. анималист

Социальные ограничения контролировали жизнь женщины в обществе - умеренность в манерах, высокая нравственность и служение интересам мужа ценились в девушке гораздо выше, чем творческий порыв. Талантливым женщинам приходилось преодолевать немалые трудности для того, чтобы посвятить себя искусству. Каждой, прежде чем взяться за холст и кисти, приходилось доказывать свое право на это. Тем не менее, именно эти редкие случаи подарили миру ряд знаменитых художниц. анималист

В коллекции Дальневосточного художественного музея есть работа Розы Бонёр (Rosa Bonheur) (1822-1899) – известной французской художницы, одной из крупнейших анималистов XIX века.

Андре Дисдери. Фотогорафия Розы Бонёр. (ок. 1863)

Роза родилась в творческой семье. Когда мать учила её читать и писать, то просила выбирать и рисовать различных животных для каждой буквы алфавита. Художница позже говорила, что с этих уроков началась ее любовь к рисованию. Её отец Раймон Бонёр, художник-пейзажист и мастер рисунка, по своим убеждениям был сторонником равноправия полов и женской эмансипации. Он охотно помогал дочери во всех её начинаниях, поощрял интерес к рисованию животных, принося их в студию семьи для изучения. Отец не только давал Розе уроки рисования, но и водил в Лувр, где она делала копии с полотен известных художников. анималист

Определившись с темой в творчестве, Роза изучала анатомию и остеологию животных на скотобойне в Париже и в Национальном ветеринарном институте, самостоятельно проводя там вскрытия. Там она подготовила подробные этюды, которые позже использовала для своих картин и скульптур. анималист

В 19 лет Роза Бонёр впервые выставила картины на парижском салоне 1841 года, в следующем году она представила широкой публике свою первую скульптуру. С тех пор ежегодно её работы удостаиваются медалями разного достоинства, их приобретают Люксембургский музей, Лувр, Лондонская национальная галерея.

В 30-летнем возрасте к ней приходит международный успех. За короткий срок она создает самую известную свою работу «Ярмарка лошадей».

Роза Бонер. Ярмарка лошадей. 1852–55

Изображения животных, созданные кистью Розы Бонёр, практически безупречны. Королева Виктория, известная своей любовью к лошадям, организовала приватный показ этой картины в Букингемском дворце. Позднее это полотно купил американский миллионер Корнелиус Вандербильт и передал его в дар Метрополитен - музею в Нью-Йорке. В Англии и Америке произведения Бонёр пользовались особой любовью и спросом.

Она была очень популярна при жизни, её портреты регулярно появлялись в журналах. Художницу приглашали читать лекции по всей Европе. В XIX веке такое в жизни художницы кажется почти нереальным.

Помимо того, что Роза сумела стать любимицей влиятельных людей и ценителей искусства, она была более чем эксцентрична. Вся её жизнь шла вразрез с традиционными представлениями о женственности: она не вышла замуж, объясняя отказ от брака нежеланием терять независимость, курила и предпочитала носить одежду в мужском стиле.

А в то время, чтобы придерживаться такого стиля необходимо было доказать, зачем вам он нужен. Художница с легкостью это сделала, аргументировав тем, что в брюках куда легче бегать за животными, выискивая наиболее подходящих для ее картин. Во Франции по закону от 1800 года, женщинам не разрешалось носить брюки и Роза Бонёр должна была просить разрешение, на переодевание, которое каждые шесть месяцев нужно было продлевать в префектуре полиции Парижа.

В 1859 году успех Бонёр позволил ей переехать в замок Бю недалеко от Фонтенбло, где она прожила всю оставшуюся жизнь, и где сейчас находится музей, посвящённый ей. В поместье были построены большая мастерская и загон для животных. В загоне, в разное время, содержались быки, лошади, муфлоны, олени, лани, кабаны, бараны и другие животные, которые служили натурой для работ художницы.

Работу Розы Бонёр «Корова» можно увидеть в Дальневосточном художественном музее в постоянной экспозиции западноевропейского искусства.

Роза Бонер. Корова.

Картина очень реалистична. Мы видим четко проработанные линии, детально проработаны шерсть животного, видны мышцы, что подтверждает глубокие познания в анатомии. Прорисованы ресницы, корова как-будто заметила, что за ней наблюдают, и слегка скосила глаза. Отщипывая листья листья кустарника, корова обнажает зубы. Современники приписывали работам Бонёр фотографическую точность.

Обладая сильным характером, творческой отвагой и редкой настойчивостью Бонёр внесла большой вклад в развитие анималистического жанра и получила признание своего таланта. Она была награждена Орденом Почетного Легиона Франции. Это было неслыханно, такая награда – и женщине. И не за храбрость и подвиги, а за талант, ум и благородный характер. Среди других её наград были испанский орден Изабеллы Католической и орден Леопольда Бельгийского, в её честь назван кратер Роза Бонёр на Венере.

Боброва Е.А., специалист по просветительской деятельности ДВХМ Главное фото: Эдуард Луи Дюбуф. Портрет Розы Бонер. 1857


  • «Девушка в полушубке» Георгия Ряжского в коллекции Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен