Необычный Палех в Дальневосточном художественном музее
Слово «Палех» у большинства людей ассоциируется с расписными шкатулками, с красно-золотым рисунком на черном фоне, с русскими сказками и былинными сказаниями. Этот небольшой поселок в Ивановской области получил международную известность благодаря знаменитой палехской миниатюре. Однако, история творчества палехских мастеров, как и самого Палеха, гораздо глубже и многообразней, чем просто изготовление и роспись предметов декоративно-прикладного искусства. В коллекции Дальневосточного художественного музея, помимо таких предметов, есть и две картины замечательных мастеров Палеха.палех картины
Историки до сих пор спорят о точной дате возникновения этого поселения. Считается, что в летописях Палех упоминался еще до 15 века, когда стал частью владимиро-суздальских земель. В разное время Палех принадлежал и князьям Палецким из рода князей Стародубских, и Ивану Бутурлину, которому эти земли были пожалованы Михаилом Романовым за активную помощь в изгнании поляков. По поводу названия «Палех» также существует много мнений. В частности, есть легенда, по которой во времена татарского ига люди бежали в глухие леса. Татары леса сжигали и была великая палиха – отсюда и пошло название Палех. палех картины
В 17 веке Палех считался одним из центров русской иконописи. Палехская икона тогда была не менее знаменита, чем палехская шкатулка сегодня. Большинство жителей занимались, помимо сельского хозяйства, написанием икон. Несмотря на то, что палехские иконописцы, следуя вкусам аристократии и духовенства, нередко опирались на источники западноевропейского происхождения, они всегда пытались сохранить в своем творчестве приемы и стилистику русской иконописи и народного творчества. палех картины
С приходом революции и пропагандой атеизма, производство икон стало невостребованным. В 1924 году палехские потомственные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древнерусскую художественную традицию в новой, атеистической культуре. Они создали палехскую Артель древней живописи и перенесли иконописные стили в лаковые миниатюры. Однако, многие мастера, помимо занятий миниатюрой, писали большие живописные картины на холсте, используя иконописную темперную технику. В коллекции Дальневосточного художественного музея находятся, помимо предметов палехского декоративно-прикладного искусства, две картины замечательных мастеров Палеха.
Павел Дмитриевич Баженов изобразил на своей картине «Василий Буслаев», написанной в 1938 году, эпизод из эпоса о новгородском былинном герое Василии Буслае. Будучи молодцом безграничной удали, Василий вступает в спор с городской общиной и идет на Волховский мост биться со всеми новгородскими мужиками. После победы Буслаевской дружины, представители города преподносят Василию проигранные деньги.
Павел Баженов родился 18 июня (1 июля) 1904 года в деревне Подолино Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье иконописца. В 1915—1917 годах учился в учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства в Палехе. Учебу окончил одновременно с приходом революции, когда мастерство иконописца уже не могло принести никакого дохода. До 1926 года ему пришлось заниматься исключительно сельским хозяйством. В 1926 году Баженов был принят в Артель древней живописи учеником И. И. Голикова, одного из основателей артели. В 1928 году Баженов стал членом артели. С 1929 года участвовал в художественных выставках и в 1934 году стал членом Союза художников СССР. С началом Великой Отечественной войны отправился на фронт. Но повоевать ему не пришлось. Не доехав до места назначения, Павел Баженов погиб осенью 1941 года при бомбардировке железнодорожного эшелона на станции Лом под Рыбинском. В том же эшелоне погибли и другие палехские художники. Павел Дмитриевич был похоронен в братской могиле в посёлке Лом. Ему было 37 лет, но оставил после себя довольно большое творческое наследие, его работы по мотивам русского фольклора можно увидеть сегодня в различных музеях Российской Федерации.
Одновременно с П.Д. Баженовым в палехской иконописной мастерской занимался и Григорий Константинович Буреев. В коллекции Дальневосточного художественного музея хранится его картина «Отступление Наполеона из России» (1938г.).
Г.К. Буреев родился 16 (29) января 1900 года в деревне Свергино Владимирской губернии в семье иконописцев. Писал иконы. Участвовал в Гражданской войне. После демобилизации работал на лесозаготовках. В 1928 был принят учеником в Палехскую артель древней живописи, где занимался под руководством И. И. Голикова и в 1930 стал ее членом. Будучи художником декоративно-прикладного искусства, занимался живописью, сценографией, монументальным искусством. Участвовал в росписи павильона Центральных областей РСФСР на ВСХВ (1939). Создал эскизы костюмов и декораций к постановке оперы «Золотой петушок» для Саратовского театра оперы и балета (1947). Выполнял роспись фарфоровых изделий. Участник и призер многочисленных выставок. Заслуженный художник РСФСР. Ушел из жизни в 1972 году и похоронен в Палехе.
На протяжении нескольких веков палехские мастера пытались сохранить русские иконописные традиции. Виртуозность и тщательность художников Палеха и сегодня направлены на возрождение древнерусской живописи.
Ольга Коновалова, завотделом ДВХМ Главное фото: Баженов П.Д. - Василий Буслаев
- «Увидеть невиданное» на выставке в Дальневосточном художественном музее – читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен