Круглые эвенкийские ковры в Дальневосточном художественном музее
Традиционное ДПИ народов Севера, как и ДПИ приамурских аборигенов, делится на мужскую и женскую разновидности. Все изделия, передающие тепло и уют домашнего очага, создавали умелые руки мастериц. В условиях холодного Севера с экстремально низкими температурами и полярными ночами, длящимися половину года, олений мех был одним из самых ходовых материалов. Но помимо функционального содержания предметов, в суровом климате важен и образ, передающий идею о том, что зима не вечна, что ночь закончится и тепло со светом вернутся. Таким содержанием наделяли эвенкийские мастерицы традиционные круглые ковры из оленьего меха. эвенкийские узоры
В коллекции народного искусства хранится 4 круглых эвенкийских ковра-«кумалана». Практически все датируются 1980–90-ми годами, что, конечно, говорит лишь о тенденции пополнения фонда таким типом экспонатов в данный период. Однако два экземпляра по форме и содержанию носят достаточно экспериментальный характер, возможно, из-за того что в период их создания активно менялся быт аборигенов. В связи с несоответствием изделий традиционной символике, присущей этому типу ковров, автор не может здесь рассматривать данные экспонаты. Сама же традиция изготовления круглых ковров довольно древняя. эвенкийские узоры
Идея ковра-кумалана, как уже упоминалось в предыдущей статье, происходит из чисто практической необходимости– уберечь спину ездового оленя от натирания деревянным седлом. Для этого и были придуманы шерстяные коврики прямоугольной формы с закруглёнными углами, суженные к своей средней части по продольной оси (для предотвращения соскальзывания со спины животного). Постепенно утилитарность перешла в эстетику и символизм. Кумалан стали богато украшать меховой мозаикой, чередуя отрезки меховых шкур, разные по тону и цвету. А вместо спины оленя стали декорировать пространство дома. Возможно, именно так из подседельной подстилки изделия перешли в разряд интерьерных украшений, и по убранству вещи можно было определить благосостояние семьи, владеющей ковром. По-видимому, за утратой функции была пересмотрена форма, перешедшая из зауженного и скруглённого в углах прямоугольника в круг – более эстетичный и подходящий к интерьеру.
Круглые кумаланы в Дальневосточном художественном музее – образцы декоративной меховой мозаики. Традиционную их форму можно увидеть на коврах мастериц А.Д. Чепаловой и Е.А. Яковлевой. эвенкийские узоры
Ковёр, созданный в 1980-х годах Екатериной Александровной Яковлевой (главное фото), по композиции похож на строение колеса, поделённого на четыре концентрических круга. В центре – темный кружок. От него симметрично идут шесть лучиков из рыжего меха, с чёрной окантовкой, за которой следуют два круга с нашитыми треугольниками, чередующимися по размерности и цветам коричневой и белойгаммы. От четвёртой секции третью отделяет бахрома из чередующихся бежевых и тёмно-коричневых кисточек. Оторочка ковра аналогична бахроме, обе сделаны из меха задней стороны оленьей ноги, где волос довольно длинный.
Близкий по композиции кумалан 1991 года мастерицы Анастасии Дмитриевны Чепаловой (рис. 1)также имеет четыре концентрических кольца, центр, украшенный звездообразной фигурой из тонких меховых полосок. Но здесь, в отличии от предыдущего ковра, два тона: светло-бежевый и тёмно-коричневый – чередуются монолитно, то есть каждая отдельная концентрическая окружность имеет свой единый оттенок, с узорчатыми вкраплениями противоположных цветов, что придаёт ковру особую контрастность, удерживающую взгляд зрителя.
В рассматриваемых коврах центральная окружность украшена сильнее остальных. В этой части мы отчётливо видим солярные знаки. От центра по коврам идут концентрические круги светлого и тёмного цветов. Эта ритмика в контексте символики ковра ассоциируется со световыми волнами, идущими от источника и передающими живительные свет и тепло людям.
Таким образом, традиционные круглые кумаланы из оленьего меха согревали не только тело, но и душу эвенков в холодные времена года. Приходите в ДВХМ на выставки, посвящённые аборигенному искусству Крайнего Севера, наши ковры согреют и вас.
Ковальчук А. М., специалист ДВХМ Главное фото: Яковлева Е.А. - Ковер круглый эвенкийский 1980-е
- Миф о трёх солнцах на нанайских коврах из коллекции Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен