Я случайно (или неслучайно) стал художником, учителем я избрал себе Леонардо да Винчи, читая коего, нашел много себе близкого… Когда я читал трактаты оного — уже теперь моего друга, — был поражен одинаковости в выражении мыслей наших. Анатолий Зверев анатолий зверев

Коллекционер Георгий Костаки называл его первым русским экспрессионизмом и русским Ван Гогом. Пикассо – лучшим русским рисовальщиком. О его картинах с большой теплотой отзывался Роберт Фальк, утверждая, что мастера такого масштаба появляются на свет не чаще, чем раз в сотню лет. Работы этого художника осели в частных и государственных коллекциях, их ценят отечественные и зарубежные коллекционеры. По оценкам искусствоведов на сегодняшний день насчитывается более 30 тысяч работ автора, выполненных в разнообразных стилях. Все это – о прекраснейшем художнике Анатолии Звереве. анатолий зверев

Детство художника прошло на окраине Москвы, в крестьянской семье, после революции переехавшей из деревни в город. Семья жила очень бедно: отец получал пенсию как инвалид гражданской войны, мать работала уборщицей, детей было много. Рисование стало единственной радостью маленького Толи: «Я уцепился за карандаш и стал рисовать воробья, и очень хотел, чтобы мне рисовали коня. Я стал копировать деревья, бабу и траву с картины — лубок висел как образ, мрачный и глухой».

Серьезно же изучать искусство Зверев начал с 15 лет. С 1946 по 1950 год он учился в Художественном ремесленном училище у Дмитрия Лопатникова. Это время и своего преподавателя он всегда вспоминал как одни из самых радостных моментов в жизни. Позже Зверев учился в ремесленном училище по специальности маляр-альфрейщик. анатолий зверев

До 1952 года Зверев пишет преимущественно пейзажи, находясь под сильным влиянием Исаака Левитана и Алексея Саврасова. Но их натуралистическая манера постепенно перестала удовлетворять художника, и его начинает привлекать динамизм рисунков Михаила Врубеля, ц которого он находит как бы подтверждение своего права на экспрессию.

Получив специальность маляра, Зверев устроился на работу в московский парк «Сокольники». Там художника, расписывающего детские площадки, увидел Александр Румнев. Зверев попросил ведро краски и кисти и энергично начал расписывать фанерные щиты. Время поджимало, остались считаные часы, раздумывать времени не было — и художник работал интуитивно, рука двигалась как бы сама собой. В конце концов он даже отбросил малярные кисти и закончил работу веником, который ему одолжила одна из уборщиц. Впоследствии известный московский коллекционер Георгий Костаки специально приезжал в Сокольники смотреть написанных веником красных петухов. Костаки сказал, что такого сильного впечатления на него не произвели даже работы, которые ему показывал в Париже Шагал.

Зверев А.Т. - Портрет Вечтомова Н.Е.

В 1960 году журнал «Life» вышел с репродукциями Зверева и заметкой Александра Маршака «Искусство России, которое никто не видел». Это было яркое свидетельство мирового взлета художника. В то время как в России Зверев оставался фигурой андеграундной, его произведения становятся известными на Западе. Их приобретают крупные музеи (в том числе МОМА в Нью-Йорке), они участвуют в выставках «нового русского искусства». Сам Зверев никогда не выезжал за границу и ни на одном вернисаже не был.

А в Союзе Зверев не имел официальной работы, не вступал в объединения и не получал государственных заказов. С середины 1960-х годов он знакомится с Владимиром Немухиным, затем с Дмитрием Плавинским, Георгий Костаки приглашает его в Лианозово, где вокруг Евгения Кропивницкого и Оскара Рабина собираются неофициальные художники, с которыми Зверев чувствовал творческое родство. Многие на всю жизнь остались его верными друзьями и соратниками.

Анатолию Звереву на разных этапах творческого пути были свойственны все техники: гуашь, акварель, тушь, уголь, карандаш, масло и смешанная техника. В собрании ДВХМ хранятся две графические работы Анатолия Тимофеевича, выполненные пастелью и карандашом.

Среди его работ есть портреты и пейзажи, натюрморты и анималистика, живопись и графика. Он пробовал себя во всем, при этом работал с удивительной скоростью и, по словам друзей, расставался с кистью разве что во сне. В каждой работе Зверев всегда уделял особое внимание линиям: часто он наносил их спонтанно, и было трудно уловить, как из них возникали лица и пейзажи. Художник говорил своим моделям: «Садись, детуля, я тебя увековечу», — и моментально начинал наносить штрихи, которые за считаные минуты превращались в узнаваемые образы. Портреты, пейзажи, натюрморты, этюды — все они создавались с разным настроением, но с единственным желанием: выплеснуть на зрителя гамму эмоций, переполнявшую художника. За полтора часа он мог написать 20, а то и 30 работ.

Из воспоминаний Георгия Костаки: «Скорость мазков кисти перемежалась и напоминала палочки в руках барабанщика; капли гуаши разлетались вокруг, забрызгивая обои. Пришлось поставить фанерные перегородки с трех сторон стола. Когда высыхала гуашь, и в портрете угадывался образ модели, трудно было представить, что портрет был создан подобным образом. Белый лист или полотно не пугали Зверева. Он рассматривал их подобно тому, как музыкант рассматривает свой инструмент – например, виолончель. Смычком Звереву служила большая кисть, с которой он никогда не расставался. Работая с маслом или гуашью, он казалось, играл – без малейшего напряжения, ничего никогда не исправляя. Зверев очень и очень много рисовал, там, где только мог. В метро, в поезде, в трамвае. Даже в кинотеатр он брал с собой блокнот и делал наброски до начала фильма. Его широко известные походы в зоопарк с многочисленными блокнотами, в которых он рисовал зверей и птиц, были, по всей вероятности, вершиной его творчества».

В 2015 году в Москве на 2-й Тверской-Ямской улице был открыт первый в России частный музей одного художника - Музей АЗ (названный по инициалам Анатолия Зверева, которыми подписаны все его работы).

Татьяна Манухина, специалист ДВХМ Главное фото: Зверев А.Т. - Женский портрет


  • Читайте также: «Июль» и «Идущая женщина» Мартироса Сарьяна из собрания ДВХМ - ссылка

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен