Пейзаж как особый жанр сформировался во французском искусстве в XVII веке. К XIXвеку он прошел путь от идеально-обобщенного пейзажа классицизма к интимному пейзажу настроения, ярким представителем которого был Жан-Батист-Камиль Коро (рис.1). камиль коро

(рис.1) Камиль Коро. Автопортрет. 1835

Коро, синтезируя открытия великих предшественников (Пуссена, Лоррена, Рейсдаля, Констебла), стоял в искусстве особняком, его нельзя было причислить ни к классикам, ни к романтикам, ни к реалистам.

- В свое восприятие вещей Коро вкладывал мало точности, но много тонкости, которая помогла ему схватывать то, что надо было из них извлечь и что составляло их сущность, - писал Фромантен.

Художник родился в 1796 году в Париже. Занялся искусством он уже достаточно взрослым, в 26 лет. Обучался у пейзажистов Мишалона и Бертена. На его формирование как живописца повлияли и поездки в Италию в 1825, 1834 и 1843 годах. Итальянские краски под средиземноморским солнцем поразили его своей светоносностью (рис.2).

(рис.2)

От итальянских пейзажей Камиля Коро, с их ярким солнцем и яркой зеленью, отличаются его пейзажи Франции, призывающие к общению с более скромной природой, лишённой южного великолепия, но такой близкой и трогательной. Коро много путешествовал по стране, открывая для себя Францию забытых прелестных уголков, нехоженых троп, тихих и радостных мгновений. Именно природой Парижского бассейна с его тяготением к пасмурности навеяна любовь художника к серо-серебристой гамме.

Скромное местечко под Парижем, Вильд'Авре, становится главным местом творчества Камиля Коро (рис.3). Это холмистое место узнаваемо во многих его пейзажах. Частый мотив – пруд и деревья на фоне холмов, под высоким облачным небом. В этих пейзажах царит умиротворенная, идиллическая природа, с почти неизменным нежным серо-зелено-голубым цветовым строем.

(рис.3)

Таков «Пейзаж с рекой» из собрания Дальневосточного художественного музея (главное фото). Две трети пейзажа отведены небу. Высокое, чисто-голубое, оно затягивается серыми тучами. Серые с белым облака сливаются ближе к горизонту с небом в одну бледно-голубую гамму. Линию горизонта создают укутанные туманной дымкой холмы, слева серо-зеленоватый, справа серые, близкие по тону реке и облакам. Пейзажи Камиля Коро «в обрамлении деревьев и воды» с «небесами – из ничего, удивительно далёкими и глубокими», сравнивали с пуссеновскими.

Почти всю нижнюю часть работы занимает изображение реки. Её блестящая, ровная поверхность, с россыпью светлых цветов у самой воды, тени и отражения облаков, деревьев, лодки, её цвет, вторящий цвету отражающегося в ней неба, – все эти детали складываются в общий образ, названный критиками «поэзией воды».

Пейзажи Коро всегда населены. Во многих, изображающих пруд, мы видим мужскую фигуру в плоской лодочке, приставшей к берегу. Это рыбак или лодочник, одет он всегда одинаково, в белую рубашку, темные брюки, на его голове кирпичного цвета берет. Он рыбачит, правит лодкой, отдыхает…Рыбак на музейной работе тянет сеть. Лодка его носом упирается в берег, где, отстав от стада, пасутся две коровы.

За сценой на берегу – высокие деревья, расположенные по центру и в левой части композиции. Они исполнены, как и весь вид холмистой местности, преимущественно в коричневой гамме с добавлением темно-зеленого.

Коро первым стал смешивать силуэт деревьев с атмосферой, устраняя резкость их контуров. Эти живые деревья с клубящимися, лёгкими, парящими в нежном воздухе кронами, тают и растворяются в тумане своими очертаниями и своей листвой.

В пейзажах Камиля Коро впервые атмосфера стала главной темой, цвет её воздействует на все тона картины, приводя все краски в гармонию. «Меня упрекают за неясность очертаний, за расплывчатость тонов в моих картинах, - говорил мастер. – Но ведь лик природы всегда плывущий, меняющийся, вся природа зыблется, и мы сами словно плывем. И в этом есть тайная сущность жизни».

«Не важно место, не важны сюжеты – отда­вайтесь первому впечатлению. Если вы действительно растроганы, искренность ваших чувств передастся другим» - этот подход сделал Камиля Коро одним из создателей пейзажа настроения, «пейзажа души».

Чтобы создать иллюзию жизни, передать на полотне «трепет природы», Коро обращался к построению тончайших светотеневых отношений. Он сознательно и последователь­но строит свою красочную гамму, сжимая ее внешние границы и расширяя ее изнутри богатством промежуточных тонов и оттен­ков.

Он открыл многоступенчатые серебристо-жемчужные и ла­зурно-перламутровые гармонии среди двух тонов, которые колори­сты обыкновенно противопоставляли друг другу. Обостренное тональное зрение позволяло художнику видеть в пейзажном мотиве множество тональных градаций, которые стали основой его искусства. Он называл их валёрами своей живописи. В искусстве Камиля Коро уравновесились две системы: валёрная живопись и пейзаж настроения. Своими серебряными пейзажами он «сломал иерархию традиции», когда первый план был темнее второго, а почва – тяжелее неба. Слитность и единый тон объединяют его композиции.

Он свободно перемещает в своих картинах светлые и тёмные пятна. Самое яркое пятно в картине, говорил он, может быть где угодно: «...в облаке, в отражении, хоть в чепчике». В музейном пейзаже ярко-белые пятна лежат на многочисленных озаренных солнечным светом облаках, на голове коричневой коровы и белоснежной рубахе рыбака.

Искусство Камиля Коро называют «настоящей музыкой нюансов». Музыкальность – в самом его изобразительном языке, в плавной певучести линий, ритмике повторов и контрастов, нюансировке валёров.

Художник разработал «нотную систему» для стремительного закрепления впечатлений. Он наносил на бумагу контур, потом размечал цифрами последовательность тонов и их соотношения, распределяя тона от самого светлого к самому темному посредством последовательных градаций, передающих нюансы реального освещения всего видимого (рис.4).

(рис.4)

«Природа есть вечная красота, – считал Коро, - акрасота в искусстве – это правда, которая заключена во впечатлении от природы».

Идя вслед за Коро, зафиксировать в своих произведениях впечатление стремились художники-импрессионисты. Камиль Коро был учителем для Клода Моне, Писсаро, Сислея и многих других великих мастеров второй половины XIX века.

Художник прожил 79 лет, создав за свою жизнь более 3000 полотен. Одно из них – «Пейзаж с рекой», происходящее из собрания московского нумизмата Дмитрия Петровича Солнцева, в 1931 году поступило из Музея изящных искусств в Дальневосточный художественный музей.

Фролова А.А. завсектором зарубежного искусства ДВХМ


  • Читайте также: Карл Каль в Дальневосточном художественном музее – ссылка

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен