В собрании Дальневосточного художественного музея хранится работа прекрасного, но мало изученного французского пейзажиста второй половины XVIII– начала XIX века Лазара Брюанде (1755–1804).

Главной темой творчества Брюанде были «лесные чащи». Используя привычные схемы академических пейзажей, он накладывал их не на условные изображения идеального итальянского пейзажа, а на виды той природы, которая его окружала.

Воспитанные на идиллических пейзажах мастеров XVII века Пуссена и Лоррена, запечатлевших виды Римской Кампаньи, французские мастера и столетием позже все также изображали в своих пейзажах идеальную природу Аркадии.

Собственно, именно Лазар Брюанде, этот почти забытый мастер, стал связующим звеном между классицистическим пейзажем XVII века и «живыми» видами природы, созданными Коро и барбизонцами. Брюанде был одним из первых пейзажистов, обратившихся еще в 1790-е к особенной природе французских лесов.

Воспевание родной природы, шедшее вразрез с установками академической живописи, сближает творчество Лазара Брюанде с голландским пейзажем XVII века. Пристальное изучение окружающего мира, скрупулезное воспроизведение наиболее характерных особенностей данного уголка природы, население его не аркадскими пастушкáми и пастýшками, а типажами местных жителей, пасущих домашних животных, беседующих и просто гуляющих, – все это уроки голландских мастеров, и прежде всего Якоба ван Рейсдаля.

Картина Лазара Брюанде из собрания ДВХМ (главное фото) написана в характерном для художника стиле. Первый план «Леса»– традиционно темный, коричневый. Но для придания природе большей дикости, первозданности автор вводит сюда «неидеальный» поврежденный ствол дерева (в других работах этой задаче служат поваленные деревья). Второй план наполнен теплыми, приглушенными желто-зелеными красками листвы и травы. Третий план тает в дымке вечернего заката на сиренево-розовом облачном небе. Фигурки людей и животных служат стаффажем, оживляют этот наполненный тишиной и солнечным светом уголок леса.

Пейзажи Брюанде в большинстве своем – камерные, тихие (рис.1). Художник и жил уединенно, подальше от шумной столицы, от Академии художеств. Жил он в Фонтенбло, «который должен был стать колыбелью нашей школы современного пейзажа», по выражению Шарля Асселино, возможно, единственного исследователя, собравшего в середине XIX века достаточно подробные данные о мастере.

(рис.1) Лес Фонтенбло. 1785. Лувр

«Брюанде, – писал Асселино, –первым стремился искать уединение природы и обязательно находил его везде. Предпочитал жить в лесу, чем в городе, предпочитал простые удовольствия деревенской жизни успеху в мире. Это была, вероятно, хорошая жизнь, которую ему хотелось провести в радости и здоровье, чем быть в салонах... Его расстояние от академических почестей свидетельствует о независимости его характера и исключительной любви к искусству».

В лесах Фонтенбло, Булонском и Венсанском лесах Брюанде работал на пленэре в компании с Жаком Франсуа Жозефом Свебах-Дефонтеном и своим учеником Жоржем Мишелем, по замечанию А.Н. Бенуа, открывшим «собой плеяду пейзажистов-реалистов».Карл Вёрман отмечал, что Лазар Брюанде не шел в своем творчестве дальше традиций XVII века, А.Н. Бенуа же видел его «интересным, но мало исследованным пионером» реалистического пейзажа.

В 1931 году «Лес» Лазара Брюанде, происходящий из собрания Кушелевых-Безбородко, был передан в наш музей из Эрмитажа и занял достойное место в экспозиции зала французского искусства Дальневосточного художественного музея.

Фролова А.А. завсектором зарубежного искусства ДВХМ


  • Читайте также: Карл Каль в Дальневосточном художественном музее - ссылка

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен