Цвет - это истинное чудо! В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия. Мартирос Сарьян

Добавить красок в такую хмурую осеннюю погоду можно не только вспомнив теплые летние дни, жаркое солнце, сочные цвета, которых сейчас так не хватает, но просто бросив взгляд на работы художника, которые искрятся яркими, насыщенными красками. Знакомьтесь, «Июль» и «Идущая женщина» Мартироса Сарьяна из собрания ДВХМ.

М. Сарьяна - Идущая женщина. 1911 г.

Мартирос Сарьян (1880 - 1972) - выдающийся мастер цвета, смелый новатор, талантливо соединивший живописные традиции Востока с новыми тенденциями европейского искусства ХХ века. Будучи художником армянского происхождения, Сарьян вырос в степях Приазовья, получил образование в Москве, обучаясь у Коровина и Серова, и впервые попал на родину своих предков только в возрасте 20 лет. С тех пор Армения, ее природа, ее люди стали главной темой в творчестве художника. Гармония ярких красок, сочная палитра, лаконизм, восточные мотивы – вот визитная карточка Мартироса Саркисовича.

М. Сарьяна - Идущая женщина. 1965 г.

Восток всегда манил художников: Делакруа, Саржент, Ренуар, Матисс, Клее обращались к этой стороне за вдохновением. Желание постичь мир Востока руководило и Сарьяном в период его путешествий в Египет (1911 г.), Турцию (1910 г.), Персию (1913 г.).

«У меня была цель – понять Восток, найти характерные его черты, чтобы ещё больше обосновать свои искания в живописи, - писал художник. - Я хотел передать реализм Востока, найти убедительные пути изображения этого мира… выявить его новое художественное осмысление».

Эскиз. 1911 г.

В Египте художника более всего поразила нерасторжимая связь древней культуры с современностью.

«При выходе из Булакского музея можно было увидеть тут же на улице людей, которые словно и были теми натурщиками, с которых высекались выставленные в музее скульптуры. У них тот же тип лица, жесты, манера ходить с приподнятыми плечами…Будто шли они прямо из глубины тысячелетий… и пришли эти люди прямо в сегодня вместе с изумительными памятниками, воздвигнутыми их предками, на заре человеческой цивилизации».

Именно здесь рождается идея его «Идущей женщины» (хранится в Доме-музея Сарьяна в Ереване): простые формы, звучная палитра, цветовые гармонии, покоряющие лаконизмом и точностью. Выполненная темперой на холсте, она будет экспонироваться в Риме осенью 1911 года и вызовет живой интерес у публики и критиков. Спустя 54 года художник вновь обратится к своим воспоминаниям из этой поездки и повторит сюжет в технике линогравюры. Только работа эта станет еще ярче и сочнее, хотя, казалось бы, куда больше? Одну из таких линогравюр нашему музею передал Союз художников СССР (Москва) в 1987 году.

Мартирос Сарьян 1959 г.

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении Сарьян переезжает в Армению. Разработанные художником ранее технические приёмы и формы выражения обогатились новым содержанием. С этих пор он посвящает жизнь изображению природы этой страны, которую он считал своим главным учителем: жаркое, знойное солнце – практически в каждом его пейзаже, узнаваемые цепи гор, цветущие абрикосовые деревья, пышная зелень травы.

В 1937 году, в тяжелое и непонятное для страны время, Сарьян создает живописную работу «Июль», из который льется жизнь (поступила в ДВХМ в 1941 году из Всекохудожника (Всероссийское кооперативное объединение «Художник»). Отбрасывая все разнообразнейшие цветовые нюансы, имеющиеся в природе, и сводя краски армянского пейзажа к нескольким контрастным сочетаниям жёлтого, розового, синего, голубого, художник допускает и здесь известную условность. Лаконизм сюжетной основы, предельно упрощённое, силуэтное решение человеческих фигур, воплощение тихой радости жизни - таков стиль художника в эти годы. А нам остается только дать волю безмолвному восторгу глаз и ждать лета.

Татьяна Манухина, специалист ДВХМ Главное фото: М. Сарьян - Июль


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен