Сатир с кимвалами из собрания Дальневосточного художественного музея
…на меня такое впечатление произвел фавн, пустившийся в пляс и одновременно бьющий в цимбалы, что я и сейчас словно бы вижу эту оригинальную фигуру и ее окружение… сатир с кимвалами И.В. Гете. Итальянское путешествие
В собрании Дальневосточного художественного музея есть немало скульптурных копий знаменитых античных образцов. Среди них – бронзовая скульптура «Сатир с кимвалами» (главное фото), находящаяся в зале итальянского искусства.
«Сатир с кимвалами» представляет физически совершенную обнаженную мужскую фигуру, изогнутую в танцевальном движении. Лишь курносое круглое лицо «простонародного типа» и хвост подскажут зрителю, что это низшее, лесное, божество – сатир.
В руках сатира кимвалы, правой ногой он нажимает на ударный музыкальный инструмент –ножную кастаньету,которая в Древней Греции использовалась начальником хора для задания ритма, а в Древнем Риме применялась также и театральными музыкантами.
Работа повторяет в уменьшенном размере почти полутораметровую мраморную статую, выполненную неизвестным римским мастером I века н. э. по несохранившемуся греческому оригиналу (рис.2). Эта римская скульптура также была разрушена, уцелевшие фрагменты реставраторы в эпоху Ренессанса соединили по своему усмотрению (рис.3). Долгое время она находилась в собрании семьи флорентийских правителей Медичи, а в настоящее время она экспонируется в одном из залов Уффици. Долгие столетия флорентийского «Сатира с кимвалами» связывали с со знаменитой статуей Венеры из собрания Медичи и часто воспроизводили их вместе.
В начале XX века археолог Вильгельм Кляйн (1850–1924) обнаружил сходство фигуры сатира с фигурой на монете времен Септимия Севера (рис.4) с изображением группы, которую В. Кляйнназвал «Приглашение к танцу». В Музее Тускулума хранится частично уцелевшая скульптура сидящей нимфы, которая могла составлять пару сатиру, и в настоящее время делаются повторения не только фигуры сатира, но именно группы (рис.5). Основываясь на сюжете монеты, В. Кляйнпредположил, что и у статуй сатировне было в руках кимвалов, они щелкали пальцами. Позднее специалисты пришли к выводу, что оба варианта – и кимвалы, и щелканье пальцами, равновероятны, исследователь из Стокгольмского университета Джулия Хабетцедер отобрала группу скульптур, происходящих из античного типа «танцующего сатира» (рис.6).
В 1931 году Государственный Эрмитаж передал в Хабаровск в числе других произведений скульптуру, считавшуюся тогда работой неизвестного французского мастера середины XIX века. Она поступила в Эрмитаж в 1920 году через Государственный музейный фонд из собрания Мусиных-Пушкиных, где составляла пандан «Фавну с козленком» (рис.7).
Выполненные в единой манере, эти скульптуры, несомненно, принадлежат руке одного автора. За десятилетия изучения эрмитажного «Фавна с козленком» специалисты пришли к выводу, что создана скульптура во Флоренции, на рубеже XVII–XVIII веков. С.О. Андросов, автор его последних атрибуций, пишет: «Стоит обратить внимание на золотистую патину, украшающую статуэтку Пьямонтини «Фавн с козленком»: она характерна именно для Флоренции».
Авторство долгое время приписывалось лучшему флорентийскому бронзолитейщику и эмальеру Массимилиано Сольдани-Бенци (1656–1740). По поводу античного «Сатира с кимвалами» сам Сольдани писал, что это «самая красивая статуя, которую можно увидеть» неудивительно, что он несколько раз повторял эту скульптуру.
Но в 1990-е годы были найдены документы, подтверждающие авторство другого флорентийского мастера – Джузеппе Пьямонтини(1664–1742). Скульптор родился и умер во Флоренции, учился в Римев академии Палаццо Мадама – как многие молодые и многообещающие флорентийские скульпторы, он был отправлен в Рим, чтобы усовершенствовать свое скульптурное образование. По возвращении, в начале девяностых годов XVII века,стал служить у Фердинандо Медичи, в лице которого нашел своего покровителя. Работал Пьямонтинив основном с небольшими по размеру произведениями, используя такие материалы, как мрамор, бронза и слоновая кость. Наследие Джузеппе Пьямонтини включает в себя копии какантичной скульптуры, так и произведений великих мастеров Ренессанса Рафаэляи Микеланджело. Кроме того, скульптор занимался реставрацией античной мраморной скульптуры.
О статуе сатира из Уффици шотландский художник Джон Белл однажды сказал:«Возможно, это самое изысканное произведение искусства из всех, что осталось от древних». Неслучайно из века в век ее копируют лучшие скульпторы – и «Сатир с кимвалами» Джузеппе Пьямонтини является одной из самых прекрасных трактовок этого образа.
Фролова А.А. завсектором зарубежного искусства ДВХМ
- Ваза с портретом короля в коллекции Дальневосточного художественного музея, читайте материал по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен