«Художник, который любил яблоки»: Пётр Кончаловский в ДВХМ
В 2014 году в Дальневосточном художественном музее проходила замечательная выставка «Романтический монтаж» из собрания музея-заповедника «Абрамцево». В память об этом событии сотрудники Абрамцевского музея подарили нам керамическое яблоко – один из символов этой знаменитой усадьбы. петр кончаловский
Абрамцево с середины 19 века – обитель писателей, художников, музыкантов и театральных сподвижников. Наиболее яркий период этого знаменитого места начинается с приобретением усадьбы С. И. Мамонтовым, которого называли «Савва великолепный, покровитель искусства». «Художественный период» Абрамцева оставил нам произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, не только оказавшие влияние на русскую культуру в целом, но и вошедшие в золотой фонд мирового искусства.
Одним из ярких мастеров рубежа 19-20 веков, связанных с этим местом, был Петр Петрович Кончаловский. Родился Петр в 1876 году в городе Славянске. Его отец, участник революционного движения, был сослан в Холмогоры, после ссылки семья поселилась в Харькове. Учась в первом классе Харьковской гимназии, Петр Кончаловский посещал школу живописи Раевской. С переездом семьи в Москву, где отец активно занимается литературной и издательской деятельностью, молодой Кончаловский попадает в среду московских художников – Сурикова, Серова, Коровина и Врубеля. Он продолжает заниматься рисованием и посещает класс Строгановского училища.
Окончив гимназию, Петр Кончаловский по настоянию отца поступает в Московский университет на естественный факультет, но вскоре, при содействии Константина Коровина, убеждает отца отправить его в Париж - учиться живописи. Во французской столице Кончаловский учился в Академии Жюльена, и, вернувшись в Россию, поступает в Академию художеств. Однако ни уроки парижских мастеров, ни учеба в Петербурге не удовлетворяли студента Кончаловского. Он был всегда недоволен собой и находился в постоянном поиске. Поиске своего видения, своего метода в искусстве.
Сам художник переломным моментом в творчестве считает посещение парижской выставки Ван Гога в 1907 году. Яркость цвета, единство пространства и формы, ритмическая целостность картин Ван Гога оказались невероятно близки к тому живописному методу, поиск которого велся большую часть творческой жизни мастера. Впечатления от французской живописи, в особенности от картин Сезанна, безусловно, оставили определенный след в живописной манере Кончаловского, однако в большей степени это касалось непосредственно восприятия окружающего мира, нежели самих живописных приемов.
Картина из собрания Дальневосточного художественного музея «Столярная в Абрамцеве» написана художником в 1911 году. Это было время возникновения общества московских художников «Бубновый валет», среди основателей которого были Илья Машков, Аристарх Лентулов, Михаил Ларионов и Петр Кончаловский. Все они были приверженцами современного взгляда на изобразительное искусство, эпатируя московскую публику не только названием своего союза, но и самой своей живописью. Бурные эксперименты «бубнововалетцев» прошли через периоды фовизма, кубизма и сезаннизма.
В Абрамцево многие из этой группы приезжали отдохнуть, пообщаться, писали здесь картины и пленэрные этюды. Петр Кончаловский приезжал в Абрамцево несколько раз, а летние месяцы 1919 – 1921 годов провел здесь с семьей, живя у Мамонтовых. Картина с изображением столярно-резчицкой мастерской, основанной в Абрамцеве и положившей начало возрождению и развитию старинного ремесла – резьбы по дереву, отличается мощным цветовым решением и смелой обобщенностью форм.
Петр Петрович активно работал и много писал до самой своей смерти в 1956 году. Большинство «летних» картин 50-х годов связано с его дачей в «Буграх» (Калужская область). Пейзаж средней полосы и натюрморт стали в последние годы излюбленными жанрами художника. Именно в эти годы написан натюрморт «Яблоки» из собрания Дальневосточного художественного музея. Внук художника, известный режиссер Андрей Кончаловский писал о своем знаменитом деде:
«Художники, которые любили яблоки - Сезанн, Матисс, Ван Гог, …..и, безусловно - Петр Кончаловский, через творчество которого проходит знаменитое «сезанновское» яблоко. Яблочных натюрмортов у него много. Дед мой был человек глубоко русский, но в живописи он был последователем Сезанна, признавал только чистый цвет. Его живопись не идеально красивая. Она яростная, любвеобильная. Петр Петрович любил мир. Его даже упрекали, его критиковали за то, что он любил жизнь! Да, и он любил яблоки! И он мог сделать из них произведение искусства».
Ольга Коновалова, завотделом ДВХМ Главное фото: Кончаловский П.П., «Яблоки»
- «Увидеть невиданное» на выставке в Дальневосточном художественном музее – читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен