Сказка о Нунакском китёнке в Дальневосточном художественном музее
Следующая серия статей о народном искусстве Дальнего Востока и Крайнего Севера России из собрания ДВХМ будет посвящена легендам и сказкам, запечатлённым в предметах аборигенного декоративно-прикладного искусства. чукотские сказки
Коллекция искусства народов Крайнего Севера Дальневосточного художественного музея содержит вещи, хранящие мудрость народа. Чукотские сказки, рассказываемые стариками в ярангах зимними вечерами, издревле передавались из поколения в поколение. А самые лучшие и запоминающиеся из них мастера – косторезы и гравировщики запечатлевали на полированных до молочной белизны моржовых клыках. чукотские сказки
Такие клыки иллюстрировали переливающиеся рассказы сказителей по принципу «комиксного» повествования, в котором текстовые облака заменялись устной речью. Раскадровка, присущая комиксам, тоже отсутствует. Как правило, мы видим на клыке пейзаж с большим количеством действующих персонажей, распределённых в разных временных отрезках. Таким образом, на одном пейзаже можно увидеть одного персонажа столько раз, сколько событий изображено на клыке. Сами же события расположены в хронологической последовательности и идут одно за другим.
Моржовый клык с выгравированной в 1985 году уэленской мастерицей Л. И. Эйнес «Сказкой о нунакском китёнке» (главное фото, рис. 1) демонстрирует, что традиционные сказки могут освещать через фантазию всевозможные аспекты жизни людей. В историях могут присутствовать моменты, не сопоставимые с современными представлениями о том, что можно рассказывать детям.
Сама легенда о китенке, иллюстрируемая на клыке, не имеет главных действующих лиц: главных героев, проходящих испытание и выходящих из него победителями. Это скорее череда событий из жизни одной общины.
Первые действующие лица истории – муж и жена, не имеющие детей. К жене каждую ночь, пока муж спит, приходит мужчина, который в свою очередь является «аватаром»(воплощением) некоего волшебного кита: «Подходит к берегу кит, ляжет головой на треугольный камень, пустит фонтан и вместе с фонтаном выходит молодой парень в белой камлейке из моржовых кишок, поднимается к ним на сопку и заходит в землянку». Кит при этом оставался на берегу в состоянии сна(рис.2).
Распознав положение дел, муж подкарауливает кита и убивает его после того, как из кита выходит его «аватар»: «Схватил охотник копье, подошел тихонько к камню, а кит спит, – еле-еле дышит. Подкрался муж и ударил копьем в сердце кита. А в землянке охнул молодец, схватился рукой за левый бок, кинулся вон из яранги и пропал из глаз» (рис.3).
Следующий эпизод показывает отношения человека с природой. В условиях Крайнего Севера ничто не должно пропасть даром: «Стала община кита резать и есть, а жена охотника отворачивается да нос зажимает».
Но визиты ночного гостя не возымели последствия, и женщина по прошествии времени родила китёнка.«Были бы у нас дети, убил бы я китенка, – говорит муж, – но детей у нас нет, так пусть он будет нашим сыном».
Китёнок был принят общиной, детство он провёл сначала в большом корыте с морской водой, питаясь молоком матери и дикой картошкой, потом в яме, потом в искусственном озере. Когда наступила осень и озеро стало замерзать, стало понятно, что кита нужно отпустить в море (рис.4).
Чтобы морские охотники нунакской общины могли распознавать своего питомца, мать предпринимает следующее: «Прикрепила она возле дыхала китенка разноцветную кисть из нерпичьих кишок, – когда китенок пускает фонтаны, кисть подымается и издалека видна. «Теперь-то его не убьют!» – думает она.Положили китенка на моржовые шкуры и стащили в море. Обрадовался он, плещется, играет, и издалека видно его разноцветную кисть в фонтане.Ушли гренландские киты в теплые воды, ушли голубые киты, ушли кашалоты. Ушел с ними и китенок»(рис.5).
Весною китёнок вернулся взрослым китом и привёл с собой стаю. Такая ситуация благотворно сказалась на жизни общины, которая беспрепятственно стала охотится на не подозревающих подвоха морских млекопитающих. Так продолжалось несколько лет. «Каждое лето приходил он и приводил китов. Плещутся, играют киты, охотится на них и добывает много мяса и жира нунакская община»: там, где мясо и жир, там жизнь (рис.6).
Но счастье нунакцев длилось недолго. Зависть и гнев как формы зла играют в сказке роль главных антагонистов. Соседняя с нунакской общиной – мумракская, позавидовав, поклялась убить приносящего удачу кита. И пробравшись ночью в село,мумракцы совершили задуманное: пока кит с красной кистью спал на суше, они его убили (рис.7).
Если рассуждать логически, концентрация в нунакской заводи китов могла создать дефицит добываемого зверя наокрестных территориях, что провоцировало соседей (в сказке это мумракцы) устранить виновника-кита. Тем не менее, убийство столь ценного члена общины не могло остаться безнаказанным. Преисполненные мести и гнева нунакцы начали войну, в процессе которой истребили почти всё соседнее племя.
На бивне изображается один из эпизодов вражды(рис.8), которым автор гравировки Лилия Эйнес завершает иллюстрации к сказке о нунакском китёнке. Сама же сказка заканчивается примирением племен. Возможно, и Л.И. Эйнес продолжила эту историю на следующем клыке, не попавшем в собрание ДВХМ.
Ознакомиться с моржовым бивнем, на котором изображена сказка о китёнке,можно в стенах Дальневосточного художественного музея на временных выставках декоративно-прикладного искусства народов Крайнего Севера. Квалифицированные экскурсоводы поведают чукотскую сказку, адаптировав её под возраст посетителя.
Ковальчук А. М., специалист ДВХМ
- Читайте также: Детский художник Никита Чарушин в Дальневосточном художественном музее - ссылка
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен