Карл Каль в Дальневосточном художественном музее
Творчество Карла Николаевича Каля (1873–1938) занимает особое место в художественной жизни Дальнего Востока 1910–1930-х. С его именем исследователи связывают становление импрессионизма в дальневосточном пейзаже. каль
Во Владивосток Карл Каль приехал в 1911 году уже сложившимся мастером, получившим профессиональное художественное образование в Дюссельдорфской академии художеств (1892–1898), с внушительным перечнем выставок, среди которых – выставка в залах Императорской академии художеств и Всемирная выставка в Сент-Луисе (США). Сегодня имя этого художника известно лишь профессионалам. Среди дошедших до нас произведений художника основную часть составляют пейзажи.
Пейзажи Карла Каля, представленные в коллекциях Дальневосточного художественного музея, были созданы в Приморье. «Их объединяют преходящие, мгновенные состояния природы, той окружающей нас световоздушной среды – невидимой и бесцветной, – которая определяет в природе всё: контуры и цвет предметов, насыщенность и рефлексы цвета, его гармонию и дисгармонию, изменчивую атмосферу пейзажа, настроение, эмоциональную тональность. Свет и цвет – главные герои картин К. Каля», – пишет А. Доценко.
Пейзажи из коллекции ДВХМ: «Осень на Ляньчихэ», «Осень в Приморье», «Осенний пейзаж», «Март» – были выполнены художником в 1930-е годы в окрестностях Владивостока. В пейзажах художник пишет только то, что ему нравится, что он любит. Каждая работа – подлинная действительность, насыщенная личными чувствами художника. Он не деформирует предметы, не допускает небрежности в деталях.
М. М. Пришвин писал о Приморье: «В этом реликтовом краю по холоду осенью все как у нас, а по свету осенью тут голубей, чем у нас весной: по холоду – Сибирь, по свету – Италия… Для этого итальянского солнца нет различия, от какого предмета исходит цвет, все равно… цвет вспыхивает и горит…, не передать мне всего восторга… от света осенью итальянского солнца на Дальнем Востоке».
Этот особенный свет был вызовом для художника Карла Каля. Свет играет определяющую роль в его картинах, олицетворяя вездесущую текучую жизнь мира. Сделав акцент на цветные тени и окрашенность света, понимая особую роль света для передачи состояния природы, К. Каль, кажется, до бесконечности может писать одни и те же места. Разное время суток, сезонов года неузнаваемо преображают привычный вид окрестностей Владивостока.
Принцип пленэра последовательно проведен художником в пейзаже «Март», где он изображает раннюю весну. Восприятие натуры заставило автора усилить цвет и сделать его интенсивным, вследствие чего пейзажный образ представляется более реальным. Удивительно, сколько оттенков разнообразного настроения можно найти в элементарном, казалось бы, мотиве засыпавшего землю снега. Художник извлекает из цветовых отношений снега и неба бесконечное разнообразие. Снег здесь – главный герой, занимающий большую часть полотна. Пейзаж пропитан свежестью, наполнен голубыми тенями на снегу, выполненными уверенными, смелыми пастозными мазками. Цветовую вибрацию природы художник передаёт вибрацией краски на полотне.
Эмоциональность пейзажей Карла Каля – в их сложном колорите. Удивительные по красоте живописные отношения дают картинам природы свет и свечение, насыщенность цветных теней и пространственную глубину.
Трагически оборвавшаяся жизнь Карла Николаевича Каля (он был расстрелян в 1938 году) стала главной причиной безвестности этого блестящего мастера импрессионизма, работы которого должны стоять в одном ряду с произведениями таких художников, как И. Грабарь, С. Герасимов, А. Пластов.
Марина Константинова, завсектором современного искусства ДВХМ Главное фото: Каль К.Н. - Осень на Лян-чи-хэ
- «Увидеть невиданное» на выставке в Дальневосточном художественном музее - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен