Эвенкийский охотничий костюм в коллекции Дальневосточного художественного музея
В 2020 году коллекция народного искусства Дальневосточного художественного музея пополнилась группой экспонатов, приобретенных у мастерицы Симоновой Аксиньи Владимировны. Эта группа составляет комплект традиционного эвенкийского костюма охотника. эвенкийский
Костюм – строгая реконструкция древней охотничьей одежды, он выполнен по этнографическим зарисовкам и фотографиям не сохранившихся аналогов конца XIX века. Весь комплект изготавливался по традиционным технологиям. Как и в старину, шила одежду женщина, но вопреки традициям, материалы для своих изделий Аксинья Владимировна добывала на охоте сама. Она же снимала шкуру с убитого животного, обрабатывала её, выделывала ровдугу. Ро́вдуга замша из оленьей или лосиной кожи. эвенкийский
Отдельные детали костюма сшивались мастерицей с изнанки мелким частым швом через край. Как и в старину, сшивание меха и ровдуги производилось жильными нитками. Их делали из сухожилий, вырезаемых из спины, с хребта или ног. Сухожилие очищалось, сушилось и разъединялось на отдельные жилки, которые использовались как нитки. Такие нитки органично соединялись со сшиваемым материалом. Мягкая эластичная жилка не резала мех и ровдугу и вместе с тем не рвалась и не перетиралась со временем, оставалась эластичной на морозе. Сшитую с изнанки одежду украшали с внешней стороны декоративными швами, которые маскировали места соединения отдельных частей и вместе с тем служили для прикрепления аппликационных нашивок из ткани. Следует отметить, что весь процесс, начиная с первичной обработки шкуры и выделки ровдуги и кончая отделкой готовой вещи, осуществлялся мастерицей, как и в прошлом, вручную, без применения каких-либо машин и механизмов, и был чрезвычайно длительным и трудоемким. Так, например, комплект охотничьего одеяния,созданный Аксиньей Владимировной, изготавливался на протяжении пяти лет с 2013 по 2018 г.
Интересно цветовое решение костюма. Основной тон–коричневато-золотистый, перекликается с нашивками из серого меха и контрастирует с вкладками из ярко-красной и синей ткани, вторящей оттенку небесно-голубого бисера. Бисер, как и остальные материалы, должен быть хладоустойчив. Обычное стекло или пластмасса для декора зимнего костюма не подходят. Только китайский фарфоровый или индийский из морских раковин бисер не рассыпается на морозе.
Основная деталь костюма– обтягивающий грудь, плечи и спину кафтан из ровдуги (главное фото), отороченный по подолу и плечам длинноворсовым мехом. Плечи и подол украшены соболиными хвостами, к груди пришиты тонкие длинные ленты из оленьей кожи, сверху и снизу украшенные бисером. Не менее интересна спинка кафтана (рис.1). В области лопаток посередине нашит исполненный в технике меховой мозаики клиновидный элемент, напоминающий стрелку, указывающую вниз. К стрелке и по бокам от неё также прикреплены длинные кожаные ленточки с чередующимися косичками из толстых красных ниток. Подол задней части имеет клиновидную форму, свисающую ниже поясницы– такое решение несёт функцию туристической сидушки.
Между передними полами кафтана, крепящимися ровдужными завязками, надевался предохраняющий грудь и живот от холода нагрудник(рис.2).Музейный нагрудник выполнен в технике меховой мозаики белого, рыжего и серого цветов. Доминанта узора – клиновидный геометрический элемент, символ птицы гагары. Верх оторочен красной полосой и расшит бисером, низ, как и подол кафтана, украшен хвостиками.Изделие завязывается на шее ровдужными ремешками.
Для защиты ног от холода в комплекте предусмотрены ноговицы(рис.3). Покрытые мехом и отороченные красной лентой с бахромой из оленьей кожи, по колориту и деталям они гармонично вписываются в общий ансамбль костюма. Полностью меховые унты(рис.4), снабжённые двумя кожаными жгутами для наилучшей фиксации обуви с ногой, помимо согревающего свойства, обладают еще одним качеством: благодаря меху на подошве они приглушают звук шагов.
Традиционный эвенкийский костюм в настоящее время вышел из обихода, Дальневосточный художественный музей предоставляет вам редкую возможность увидеть его на временных выставках.
Ковальчук А. М., специалист ДВХМ Главное фото Симонова А.В. - Кафтан
- «Эвенский кумалан» в коллекции Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен