«Эвенкийский кумалан» в коллекции Дальневосточного художественного музея
Дальневосточный художественный музей имеет в коллекции народного искусства Крайнего Севера семь ковров-кумаланов, изготовленных эвенкийскими мастерицами из оленьего меха. кумалан
Традиционно меховые изделия у северных народов изготавливались женщинами. Несмотря на это, выделка и последующее выкраивание всегда были трудоёмким процессом. Оленью шкуру очищали ножом от пленки, а затем сушили, растянув на земле мехом вниз или же прислонив ее к дереву или забору и подперев шестом. С растянутой и высушенной шкуры специальным скребком соскабливалась мездра. После скобления шкуру смазывали отваром из рыбьих внутренностей (в XX веке стали пользоваться раствором из хозяйственного мыла), затем сворачивали на сутки для пропитывания. Пропитанную шкуру разворачивали и отскребали всё лишнее специальным инструментом –«сусуна». Затем шкуру мяли движением от себя при помощи «кедере». После чего выделанную шкуру слегка просушивалии опять мяли.
Издревле кумаланы шили в технике меховой мозаики и декорировали широкой кожаной каймой. Общим способом для украшения меховых ковриков является комбинирование полос белого и темного меха. Их шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя.
Особая форма кумаланов обусловлена их изначальным предназначением. Условный «предок» ковра был попонкой-подстилкой, которая прокладывалась между спиной ездового оленя и седлом, чтобы уберечь хребет животного от пагубного воздействия грубого деревянного седла (которое тоже обшивалось оленьим мехом). Из-за этого первые кумаланы имели специфическую форму, напоминающую бант. Коврики сужались по центральной поперечной оси и скруглялись в местах, где должны быть углы. Размер изделий диктовался материалом. Первые кумаланы шили из «лобаша» - шкурки с оленьей головы, оленьего лба, при этом отверстия от рогов заделывали белым камусом (шкурой с оленьей голени). Поэтому коврики были относительно небольших размеров, длиной около одного метра. Две шкурки составляют среднюю часть одной половины ковра, еще две – среднюю часть другой. Обе части ковра разделены прямой полосой камуса, ею же оторачивается весь ковер. Отделкой для такого коврика обычно является белый камус.
В Дальневосточном художественном музее хранится кумалан, изготовленный во второй половине XX века мастерицей Сергучёвой Любовью Иннокентьевной (главное фото). Он утратил функциональное значение подстилки для седла, и соответственно, не имеет сужения в поперечнике, однако скруглённые углы ещё присутствуют на данном произведении. Край ковра оторочен белым мехом. Центральную часть окружает полоса эвенкийской мозаики из чередования ромбов белого и коричневого оленьего меха. Симметричный меховой рисунок в центре композиции – не что иное, как вышеупомянутый лобаш.
Нужно понимать, что с потерей функциональности менялась не только форма,но и смысл предмета. Кумалан постепенно приобрёл статусное значение – большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей и демонстрировали степень достатка семьи. Самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого. Ковры Охлопковой Марии Кузьминичны (рис. 2, рис. 3), имеющие уже привычную глазу прямоугольную форму, изготовлены в 1980-е годы. Они явно предназначались для украшения интерьера. В орнаменте ковров прослеживается строгая геометрия. Мозаика из чередующихся квадратов и треугольников белого и чёрного меха ритмично обрамляет два композиционных центра из лобашей оленя.
Северная природа и долгая полярная ночь вносили в орнаментальные мотивы ковров свои коррективы. Так, например, кумалан 1984 года мастерицы Чепаловой Анастасии Дмитриевны (рис. 4) вышит в традиционном стиле двухчастной симметрии и в своих композиционных центрах располагает два мозаичных элемента в виде звезды из контрастных треугольников, создающих иллюзию объёма. Разделяет ковёр идущая по центру полоса из пяти рядов маленьких треугольников, образующих эффект сияния. Общий вид двух звездообразных элементов на тёмном мехе, разделённом полосой, напоминающей то ли млечный путь, толи северное сияние, напоминает о поэтичной душе живущего в суровых условиях эвенкийского народа. Каждый из семи музейных кумаланов несет в себе частичку эвенкийской души и самобытной культуры крайнего севера.
А образцы традиционного эвенкийского искусства мы можем наблюдать в стенах Дальневосточного художественного музея.
Ковальчук А. М., специалист ДВХМ Главное фото: Сергучева Л.И. - Ковер-кумалан
- Орнаментальные панно народов Приамурья в собрании Дальневосточного художественного музея - по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен