Коллекция декоративно-прикладного искусства народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России Дальневосточного художественного музея насчитывает множество имён мастеров, чьи работы украшают сейчас выставки музеев всего края. Среди них ярко выделяется имя нанайской мастерицы Майлы Егоровны Актанка (в девичестве Оненко). Шестнадцать работ мастера присутствуют в коллекции ДВХМ: два берестяных цилиндрических сосуда (рис. 1), 11 орнаментальных вырезок и образцов орнамента и три текстильных ковра – жемчужины музейного собрания и традиционного нанайского искусства.

Рис. 1 Актанка (Оненко) М.Е. Коробка с крышкой (с черным орнаментом).

Творчество М.Е. Актанка расцветало в 20-е – 40-е годы XX в. под воздействием многих условий. На искусство вышивальщицы влияло место жительства в с. Сикачи-Алян, в котором сама природа и быт настраивают на путь художника народного искусства. Нельзя исключать и влияние окружения – талантливых резчиков по дереву Ойсы Актанка, Филиппа Оненко, Марка Оненко, Леонтия Актанка, чьи работы также находятся в собрании ДВХМ (рис. 2).

Рис. 2 Оненко Ф. Доска для рукоделия

Современники Майлы Егоровны, проживающие и творившие в с. Сикачи-Алян в 30-е – 50-е годы XX в., придали стилистическим особенностям работ художницы контрастность силуэтов, линий и некоторые орнаментальные элементы. Возможно, все выше описываемое повлияло на мастера в становлении её пути.

Следует упомянуть, что взаимное влияние творчества мастеров имело двухсторонний эффект и выходило за рамки традиционного искусства. Так, например, неординарность искусства Майлы Егоровны привлекала самобытного художника Евгения Васильевича Короленко, который неоднократно запечатлевал образ мастерицы на своих полотнах. Одно из них хранится в коллекции живописи ДВХМ (рис. 3).

Рис. 3 Короленко Е.В. Нанайская мастерица Майла Актанка

На холсте 1960-х годов Актанка изображена в национальном халате, за любимым делом. Сдержанный колорит работы, широкие, но точные мазки передают не только фактуру, но и подчёркивают скромность модели. О ее мастерстве и кропотливости говорит сама поза героини – сосредоточенный на работе взгляд, отточенная легкость движений вышивальщицы.

В создании узоров Майла Егоровна вывела орнаментику на новый, обособленный от утилитарности, уровень. Её орнаментальные панно, несущие содержательную, художественную и эстетическую нагрузку, могут экспонироваться самостоятельно. Бумажные орнаментальные вырезки, изготавливаемые ею в начале творческого пути для украшения текстильных изделий, а впоследствии как отдельные произведения для выставок и по заказам музеев, отражают не только изобретательность автора в хитросплетении орнаментальных криволинейных элементов, но и демонстрируют приверженность традициям. И в синтезе этих двух факторов (традиционности и изобретательности) можно увидеть развитие приамурского орнамента во времени, его перетекание от традиции к современности (рис. 4).

Рис. 4. Актанка (Оненко) М.Е. Вырезка орнаментальная. (Панно орнаментальное )

Заготовленные в бумаге узорные композиции под рукой художницы переходили на плоскости ковров. Можно сказать, что М. Е. Актанка переосмыслила эстетику национального ковра, внеся в его орнаментику смысловые доминанты в виде стилизованных таёжных животных и мифических существ нанайского фольклора. Также в приамурский орнамент мастера 20-х – 40-х годов начинают вплетать советскую символику (серп и молот, кремлёвскую звезду, ордена ВОВ и т. п.). Интегрируя советскую геральдику в композиции панно (рис. 5) и ковров, художница зачастую органично адаптировала форму символов под народный стиль. Таким образом творчество М. Е. Актанка стало одним из основ возникновения обновлённого нанайского ковра.

Рис. 5. Актанка (Оненко) М.Е. Ковер Орден Отечественной войны

А в 1937 году Майла Актанка за свои художественные изделия была удостоена высшего приза — Гран-при — на Всемирной выставке в Париже. Такой высокой премией была впервые награждена представительница дальневосточного этноса.

Именно через творчество личностей, подобных Майле Егоровне Актанка, мы видим, что традиционное аборигенное искусство Дальнего Востока РФ является живым, развивающимся и взаимодействующим с реалиями. Такое движение сродни течению Амура – Чёрного дракона и великой реки нашего края.

Ковальчук А. М., специалист ДВХМ


  • Фарфоровая статуэтка Амура из собрания Дальневосточного художественного музея - смотрите по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен