Галантные сценки во французской гравюре XVIII века из собрания Дальневосточного художественного музея
Манерному и воздушному стилю XVIII века – рококо, как нельзя лучше подошел жанр так называемых галантных сцен. В них изображались флиртующие молодые люди, пары и группы, всегда изящные и прекрасные в своих изысканных нарядах. Фигуры запечатлены в кокетливых позах, в обстановке безмятежного счастья. У героев галантных сцен нет реальных прототипов – это не портреты конкретных лиц. Сюжеты легкомысленны и пропитаны духом эротизма, который окутывал не только произведения рококо, но и сам аристократический мир галантного века.
Как писали братья Ж. и Э. де Гонкур, для того, чтобы понять XVIII век и увидеть его в подлинном свете, стоит обратиться к гравюрам, ибо в них этот век представлен наиболее полно. В собрании Дальневосточного художественного музея хранятся гравюры французских мастеров XVIII века, репродуцирующие галантные сценки, созданные живописцами Антуаном Ватто (1684–1721), Никола Ланкре (1690–1743) и Оноре Фрагонаром (1732–1806).
Мечтательный и меланхоличный мастер «галантных празднеств», Антуан Ватто внес в изображение жизни светского общества подлинную поэзию, любовные сцены и беспечные увеселения в его трактовке всегда овеяны лирической грустью. По картине Ватто «Деревенский танец», написанной около 1711 года и хранящейся сейчас в художественном собрании Хантингтона [1], Бенуа Одран Младший (1698–1772) создал резцовую гравюру «Танец крестьян» [2]. Глядя на оба произведения, можно удивиться несовпадению изображаемого с названием: изысканно одетые молодые люди, ничем в своем внешнем виде не связанные с крестьянами, заняты танцевальными фигурами, вряд ли отсылающими к деревенским пляскам. Лишь место действия – кущи деревьев, напоминают о загородных парках.
Автор гравюры – представитель знаменитого семейства Одранов – мастеров резцовой гравюры. Бенуа Одран Младший работал в манере своего отца Жана Одрана по оригиналам Веронезе, Пуссена, Ватто, Ланкре и других. Этот лист Одрана вошел под № 27 в увраж «Наследие Антуана Ватто из собрания Р. Р. Жюльена», выпущенный в 1726–1729 годах.
В духе Антуана Ватто работали не только мастера репродукционной гравюры. Многие живописцы черпали вдохновение в манере великого француза, вольно или невольно подражая ему. Никола Ланкре в духе Ватто писал галантные сцены, сельские прогулки и увеселения, пасторали, маскарады и т. п. в свою очередь искуснейшие гравёры его эпохи занимались воспроизведением картин Ланкре.
В 1738 году Ланкре пишет картину «Два друга» (в настоящее время – в Институте искусств С. и Ф. Кларк [3]). Сюжет сцены трактуют как отсылку к басне Лафонтена, в которой два друга претендовали на отцовство одной девочки. Когда же девочка выросла в прекрасную девушку, оба отказались от своих притязаний в надежде начать за ней ухаживать. Около 1740 года Николя Лармессен (1684–1756) повторяет эту композицию в строгом классическом стиле резцовой гравюры [4]: при ограниченных цветовых возможностях гравюры (черная краска на белом фоне) он с помощью ритмично повторяющихся рядов параллельных и пересекающихся штрихов и линий создает сложнейшие тональные градации.
В творчестве Жана-Оноре Фрагонара жанр галантных сценок был основным. Его картины, одновременно манерные и изобретательные, выполнены в полной гармонии сюжета и стиля выбранного им жанра. Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное», кокетливое. В его многочисленных парочках юноша тянется поцеловать свою возлюбленную [5, 6]. В гравюре «Влюблённые» [7] из собрания Дальневосточного художественного музея, выполненной Габриэлем Маршаном (около 1755–?), мы видим фрагментарное повторение одной из многочисленных фрагонаровских сценок. Антураж, будь то остальные персонажи или парк, Маршан исключает, оставив только главных героев, которых зритель застает за миг до поцелуя. Более того, именно их гравер окружает увитой цветочными гирляндами рамой, на базе которой рассыпаны символы Купидона – лук и колчан со стрелами. Именно волей этого капризного, порой – легкомысленного и жестокого, бога любви управлялся весь галантный век, и этому подтверждением – галантные сценки из музейного собрания.
Фролова А. А., заведующая сектором зарубежного искусства ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен