Орнаментальные панно народов Приамурья в собрании Дальневосточного художественного музея
Являясь неотъемлемой частью народного искусства, орнамент присутствует практически на всех предметах быта и культа нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев и других народов Дальнего Востока. Ковры, одежда (рис. 1), берестяные сосуды (рис. 2, главное фото: Неизвестный мастер - Образец орнамента для туесов), деревянные инструменты, столовые приборы, орудия охоты и рыбалки – всё это лаконично покрывалось самобытными узорами, элементы которых передавались из поколения в поколение на протяжении веков. Основные паттерны складывались в тесном взаимодействии с особенностями жизненного уклада, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и имеющегося природного материала. В длительном историческом процессе формирования национальных традиций орнаментирования, уходящих корнями в период неолита, были созданы способы обработки природного материала, мотивы узоров, их композиционный и цветовой строй. панно хабаровск
Основной приамурский орнамент – спирально-ленточный, в котором извилистая линия периодически закручивается в спираль. Линии причудливо образуют ажурные композиции с многочастными симметриями, наполненными стилизованными растительными и животными мотивами. Уникальность орнамента (геометрическая сложность построения, лаконичность композиции, вписываемой в пространство предметов) связана с его возникновением в противовес суровым условиям жизни, в которых пребывали его создатели до первой половины ХХ века. Стремление народов Приамурья к прекрасному находило выход в искусстве, орнамент которого отражал красоту окружающего мира через эмоциональные переживания мастеров.
Создание узора часто происходило отдельно от украшаемого им предмета. Так, например, орнамент для халатов вырезался из рыбьей кожи, после чего пришивался к изделию разными способами (рис. 3). Такая практика актуальна для берестяных и текстильных экспонатов. Именно благодаря данной тенденции, а также переходу к более легкообрабатываемым материалам (бумаге, картону и т.п.), обособленные орнаментальные композиции постепенно стали отдельным видом народного декоративно-прикладного искусства в ХХ веке.
Собрание Дальневосточного художественного музея насчитывает около 500 орнаментальных композиций, в том числе панно и заготовки для пришивания или приклеивания к предметам. Всё это кропотливо и искусно вырезано из бумаги, картона и природных материалов (бересты и рыбьей кожи) и несёт нагрузку как содержательную, так и художественно-эстетическую. Всё это может экспонироваться независимо от декорируемых ими предметов. панно хабаровск
Музейная коллекция содержит работы прославленных мастеров народного декоративно-прикладного искусства, ярчайших художников, внесших свой вклад в развитие искусства своего народа: Майлы Егоровны Актанка, Людмилы Уламовны Пассар.
Декоративные панно и орнаментальные вырезки Майлы Актанка (1892/93–1970?) иллюстрируют вечное движение узора во времени и пространстве. В 1937 году Майла Актанка за свои художественные изделия была удостоена высшего приза — Гран-при — на Всемирной выставке в Париже. Такой высокой премией была впервые награждена представительница дальневосточного этноса. В эпоху Майлы Актанка рождался новый орнамент, который вошел в историю как советская геральдика. Символика Страны Советов, вплетённая в приамурские узоры, — одна из уникальных особенностей творчества Майлы Егоровны, отражающая её время (рис. 4, 5).
Людмила Уламовна Пассар (1950–2012) всю творческую жизнь работала в жанре орнаментики. Её работы, выполненные из берёсты и бумаги, посвящены по большей части мифологии происхождения нанайских родов и несут в себе особый язык и авторский стиль (рис. 6, 7). Тончайшая вязь узоров сплетает орнаментально-сказочные силуэты птиц, рыб, спиралей, драконов, близких по характеру и стилю образцам ХVIII — начала ХХ века. Так проявляется преемственность и родство эстетических взглядов и национального сознания. Людмила Уламовна – участница выставки во Франции "Россия-10", лауреат премии Губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства, член Союза художников России с 1991 года.
Подробнее с узорами дальневосточных аборигенов жители и гости Хабаровска смогут познакомиться в Дальневосточном художественном музее на выставке «Приамурский орнамент», экспонируемой до конца марта этого года. панно хабаровск
Ковальчук Антон Михайлович, специалист ДВХМ
- Читайте также: «Берестяные изделия приамурских народов в коллекции Дальневосточного художественного музея» - ссылка на статью.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен