Являясь неотъемлемой частью народного искусства, орнамент присутствует практически на всех предметах быта и культа нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев и других народов Дальнего Востока. Ковры, одежда (рис. 1), берестяные сосуды (рис. 2, главное фото: Неизвестный мастер - Образец орнамента для туесов), деревянные инструменты, столовые приборы, орудия охоты и рыбалки – всё это лаконично покрывалось самобытными узорами, элементы которых передавались из поколения в поколение на протяжении веков. Основные паттерны складывались в тесном взаимодействии с особенностями жизненного уклада, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и имеющегося природного материала. В длительном историческом процессе формирования национальных традиций орнаментирования, уходящих корнями в период неолита, были созданы способы обработки природного материала, мотивы узоров, их композиционный и цветовой строй. панно хабаровск

Рис. 1. Неизвестный мастер - Образец орнамента для рукавиц

Основной приамурский орнамент – спирально-ленточный, в котором извилистая линия периодически закручивается в спираль. Линии причудливо образуют ажурные композиции с многочастными симметриями, наполненными стилизованными растительными и животными мотивами. Уникальность орнамента (геометрическая сложность построения, лаконичность композиции, вписываемой в пространство предметов) связана с его возникновением в противовес суровым условиям жизни, в которых пребывали его создатели до первой половины ХХ века. Стремление народов Приамурья к прекрасному находило выход в искусстве, орнамент которого отражал красоту окружающего мира через эмоциональные переживания мастеров.

Рис. 3. Килендюга - Образец орнамента для украшения халата

Создание узора часто происходило отдельно от украшаемого им предмета. Так, например, орнамент для халатов вырезался из рыбьей кожи, после чего пришивался к изделию разными способами (рис. 3). Такая практика актуальна для берестяных и текстильных экспонатов. Именно благодаря данной тенденции, а также переходу к более легкообрабатываемым материалам (бумаге, картону и т.п.), обособленные орнаментальные композиции постепенно стали отдельным видом народного декоративно-прикладного искусства в ХХ веке.

Собрание Дальневосточного художественного музея насчитывает около 500 орнаментальных композиций, в том числе панно и заготовки для пришивания или приклеивания к предметам. Всё это кропотливо и искусно вырезано из бумаги, картона и природных материалов (бересты и рыбьей кожи) и несёт нагрузку как содержательную, так и художественно-эстетическую. Всё это может экспонироваться независимо от декорируемых ими предметов. панно хабаровск

Рис. 4. Актанка (Оненко) М.Е. - Вырезка орнаментальная

Музейная коллекция содержит работы прославленных мастеров народного декоративно-прикладного искусства, ярчайших художников, внесших свой вклад в развитие искусства своего народа: Майлы Егоровны Актанка, Людмилы Уламовны Пассар.

Декоративные панно и орнаментальные вырезки Майлы Актанка (1892/93–1970?) иллюстрируют вечное движение узора во времени и пространстве. В 1937 году Майла Актанка за свои художественные изделия была удостоена высшего приза — Гран-при — на Всемирной выставке в Париже. Такой высокой премией была впервые награждена представительница дальневосточного этноса. В эпоху Майлы Актанка рождался новый орнамент, который вошел в историю как советская геральдика. Символика Страны Советов, вплетённая в приамурские узоры, — одна из уникальных особенностей творчества Майлы Егоровны, отражающая её время (рис. 4, 5).

Рис. 5. Актанка (Оненко) М.Е. - Панно орнаментальное

Людмила Уламовна Пассар (1950–2012) всю творческую жизнь работала в жанре орнаментики. Её работы, выполненные из берёсты и бумаги, посвящены по большей части мифологии происхождения нанайских родов и несут в себе особый язык и авторский стиль (рис. 6, 7). Тончайшая вязь узоров сплетает орнаментально-сказочные силуэты птиц, рыб, спиралей, драконов, близких по характеру и стилю образцам ХVIII — начала ХХ века. Так проявляется преемственность и родство эстетических взглядов и национального сознания. Людмила Уламовна – участница выставки во Франции "Россия-10", лауреат премии Губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства, член Союза художников России с 1991 года.

Подробнее с узорами дальневосточных аборигенов жители и гости Хабаровска смогут познакомиться в Дальневосточном художественном музее на выставке «Приамурский орнамент», экспонируемой до конца марта этого года. панно хабаровск

Ковальчук Антон Михайлович, специалист ДВХМ


  • Читайте также: «Берестяные изделия приамурских народов в коллекции Дальневосточного художественного музея» - ссылка на статью.
Рис. 6. Пассар Л.У. - Род Дигор
Рис. 7. Пассар Л.У. - Род Самар

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен