«Охотник в роще» из коллекции Дальневосточного художественного музея
В коллекции Дальневосточного художественного музея находится картина, связанная с именами двух замечательных людей, оставивших заметный след в русском искусстве 19 века. Небольшая по размеру, картина «Охотник в роще» несет большую информацию о взаимоотношениях художника Н.Д. Кузнецова и художника и коллекционера И.С. Остроухова. николай кузнецов
Николай Дмитриевич Кузнецов родился в 1850 году в деревне Степановка Одесского уезда. В Одесской рисовальной школе занимался у одного из лучших преподавателей – художника Мальмана Ф.Д. Отец Николая был военным, и в 26 лет он собирался поступить в гвардейский уланский полк. Однако, приехав В Петербург, неожиданно для всех стал вольнослушателем Академии художеств. Через три года Кузнецов возвращается в родное имение, где продолжает заниматься живописью.
В начале 80-х годов Николай Дмитриевич знакомится с С.И. Мамонтовым и художниками так называемого Абрамцевского кружка: В.Д. Поленовым, В.М. Васнецовым, В.А. Серовым и И.Е. Репиным. Савва Иванович Мамонтов не был ни художником, ни критиком искусства, но его значение для развития московской живописи второй половины ХIХ в. трудно переоценить. Он пристрастился к живописи в галерее своего дальнего родственника П.М. Третьякова, от него же заразился и страстью к собирательству.
В отличие от Третьякова, Мамонтов едва ли не более картин и скульптуры полюбил людей, их создающих. В имении Мамонтова Абрамцеве сформировался круг близких по духу, по целям, по задачам художников, каждый из которых — целая эпоха в русском искусстве. Илья Семенович Остроухов в 21 год еще только мечтал о живописи, но уже стал полноправным членом этого кружка.
Первым учителем Остроухова был художник-передвижник Александр Александрович Киселев, учитель детей Мамонтовых. А позже успехами начинающего художника заинтересовался И.Е. Репин, который ходил вместе с Ильей на этюды и продолжал обучать его в своей мастерской. В Академию художеств Остроухов не поступил, но обучался в студии крупнейшего педагога, профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. николай кузнецов
Советы прославленных художников, атмосфера Абрамцевского кружка, талант и трудолюбие сделали свое дело — Остроухов стал профессиональным пейзажистом, со своей оригинальной манерой. Работал в основном в жанре пейзажа, выставлялся на выставках передвижников. Однако, со временем, Остроухов все меньше занимается живописью, полностью отдаваясь новой страсти – коллекционированию. Тонкий вкус, чутье живописца, любовь к искусству — эти качества дали Остроухову возможность собрать ценнейшую коллекцию произведений русской живописи.
Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. В собрании Остроухова даже второстепенные живописцы были представлены самыми значительными образцами. Остроухов пользовался непререкаемым авторитетом знатока живописи у художников и собирателей. Третьяков увидел в нем не только уважаемого пейзажиста, но и тонкого ценителя искусства с развитым вкусом и обширной эрудицией. И когда после смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы, Остроухов был избран членом совета попечителей галереи.
Остроухова и Кузнецова объединил, безусловно, Абрамцевский кружок. Именно в этот период, в 1888 году была написана картина «Охотник в роще», которая, судя по надписи на обороте, изначально была просто пейзажем. А на обороте рукой Ильи Остроухова написано: «"Когда в этомъ пейзажеъ будет прекрасно написанъ охотникъ съ собакой или прекрасная барышня съ меланхолическимъ настроениемъ, то эта картинка станетъ собственностью Ильи Семеновича Остроухова.
По доверенности Н.Д. Кузнецова И. Остроуховъ 1888. Февр. 23 дня СПБ». Как мы видим, художник внял просьбам и советам своего товарища и на пейзаже появился охотник с собакой и подписью автора - Н.Кузнецовъ.1888. Однако к И. Остроухову картина попадет только в 1905 году, о чем свидетельствует еще одна надпись на обороте: «Картину эту продалъ мне торговецъ Чеккато, прiобревший ее отъ неизвестного ему собственника, 20 января 1905 г. въ Москве. И. Остроумовъ».
Н.Д. Кузнецов с конца 19 века работал в основном в своем имении Степановка. Создал ТЮРХ (Товарищество Южно-Русских Художников), построил замечательную картинную галерею, в собрании которой были полотна И. Репина, В. Серова, И. Крамского, В. Васнецова, картины французских художников. В начале 1920 эмигрировал с семьей в Королевство СХС (в будущем - Королевство Югославии). Умер в феврале 1929 года в Сараево, где и был похоронен.
Илья Остроухов в должности попечителя Третьяковской галереи пополнял коллекцию музея первоклассными произведениями, издавал каталоги и альбомы. В 1929 г. И.С. Остроухов скончался. Картины и иконы его собрания в основном попали в Государственную Третьяковскую галерею, в Музей усадьбу В.Д. Поленова в Подмосковье, в Государственный Русский музей. В 1931 году картина Н.Д. Кузнецова «Охотник в роще» была из Третьяковской галереи передана в Дальневосточный художественный музей. николай кузнецов
Коновалова О.Г., зав. отделом ДВХМ
- «Аполлон и Марсий» в коллекции Дальневосточного художественного музея - знакомьтесь по ссылке.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен