«Портрет жениха» Сергея Грибкова в коллекции Дальневосточного художественного музея
В постоянной экспозиции Дальневосточного художественного музея находится полотно кисти Сергея Ивановича Грибкова «Портрет жениха», написанное в 1892 г. Работа поступила в музей в 1932 году. сергей грибков художник
Сергей Иванович Грибков – русский художник-жанрист, исторический живописец, мастер бытового сюжета, портретист, иллюстратор литературных произведений, автор росписей храмов. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у М. И. Скотти и А. Н. Мокрицкого. В 1852 году был удостоен звания неклассного художника исторической живописи. Сергей Иванович Грибков – самобытный художник второй половины XIX века, воспевший в своих работах красоту русских обрядов и семейных традиций.
«Портрет жениха», вероятно, является авторским повторением полотна «Борис Годунов показывает своей дочери Ксении портрет жениха – принца датского герцога Иоанна», созданного в 1876 года.
Перед нами – прекрасный образец исторической живописи конца XIX века, изображающий один из этапов русского свадебного обряда – смотрины. Но смотрины необычные.
Мы видим комнату русского терема со сводчатым потолком, росписью на стенах, изразцовой печью, дорогим восточным ковром – все это создает впечатление достатка и роскоши.
В центре композиции две женские фигуры: вероятно, это Мария Скуратова-Бельская, мать царевны и сама царевна – Ксения Годунова. Природа щедро одарила царскую дочь красотой: согласно словесным портретам, оставленным современниками, Ксения была стройна, «телом изобильна», румяна, белолица и черноброва, а черные волосы, заплетенные в косы, «аки трубы, по плечам лежаху». сергей грибков художник
Красивая и образованная девушка могла составить счастье любой коронованной особе. Царь Борис, желая упрочить свою власть, планировал выдать ее замуж за иностранного принца, если тот примет православие и останется жить в России. Одним из претендентов на руку и сердце Ксении стал брат датского короля принц Иоанн. «Иоанн королевич» был не только благороден и богат, но был молод, красив и умен. Именно его портрет, стоящий на столе, рассматривает потенциальная невеста. Обычай обмениваться свадебными портретами, чтобы будущие супруги могли увидеть друг друга до момента личной встречи, был довольно распространен в прошлом.
На лице девушки видно легкое смущение, она не может отвести глаз от портрета Иоанна, любуясь его молодостью и радуясь, что сможет быть счастлива, не переча отцовской воле.
На переднем плане мы видим сидящего в кресле царя Бориса, который смотрит на реакцию дочери. Вся его поза, черты его спокойного лица говорят об уверенности в себе, властности и силе воли.
Художник с удивительной точностью изобразил чувства отца, смотрящего на дочь. В его взгляде читаются и гордость, и нежность, и скрытая радость от того, что всё складывается так замечательно: нашёлся жених, и Ксения довольна, и наконец-то Европа перестанет коситься на «ненастоящего» царя. Говорящие детали дают картине дополнительную глубину. Выставленная вперед нога и правая рука, которой он опирается о ручку стула, словно говорят о его готовности вскочить с места, чтобы приголубить будущую принцессу. сергей грибков художник
Необходимо отметить высокую степень исторической достоверности картины. В первую очередь обращают на себя внимание роскошные наряды персонажей – кафтаны, кушаки, сарафаны, кокошники. С удивительным мастерством переданы физические качества бархата, шелка и парчи, драгоценных камней, жемчуга и золота. В этом произведении автор стремится к детальному изображению древнерусского быта, он правдив в изображении убранства, аксессуаров, обстановки в целом.
Многочисленные узорчатые сундуки и ларцы, тщательно выписанные художником, необходимы были невесте для того, чтобы складывать в них приданое. На Руси девушки всех сословий умели шить, вышивать и прясть. Ксения Годунова была искусной вышивальщицей, продолжательницей традиций лицевого шитья. Она вышивала картины золотыми и серебряными нитками, драгоценными камнями и жемчугом по шелку и бархату. В музее Троице‒Сергиевой лавры сейчас хранятся две вышивки, выполненные царевной в период сватовства.
Справа, в углу, мы видим пяльцы с вышивкой, а на столике рядом – шкатулку с принадлежностями для рукоделия, ножницы, катушку ниток. Рядом с пяльцами мы видим кошку, играющую на полу с ниткой отложенного шитья, и присутствие этого домашнего питомца создает атмосферу радости происходящего события.
Сергей Иванович смог мастерски передать эмоции всех присутствующих. Именно семейные трогательные и глубокие чувства более всего важны для художника. Чтобы ни случилось дальше, сейчас личные интересы сошлись воедино, поэтому легко и радостно всем участникам.
Грибков в своем произведении очень достоверно и убедительно сумел воскресить позабытую эпоху – XVII век. Стремление к исторической достоверности в изображении деталей в полотне соединяется с фантазией и воображением живописца, а это сообщает полотну необыкновенную поэтичность.
Наталья Негода, лектор-экскурсовод ДВХМ
- Материал по теме: «Дулёвские плясуньи из коллекции ДВХМ»
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен