Амур Василия Беляева в коллекции Дальневосточного художественного музея
В фондах Дальневосточного художественного музея хранится интересная с художественной и исторической точки зрения коллекция работ московского художника Василия Павловича Беляева. художественный музей хабаровск
Василий Беляев (1901–1942) – советский живописец, график, иллюстратор. Член МОССХ (1933). Родился в 1901 году в селе Пальных Рязанской губернии.
Начальное художественное образование с 1914 по 1917 год получил в Строгановском художественно-промышленном училище. С 1919 года работал как график и живописец. Служил в Красной Армии.
С 1918 по 1921 год обучался во ВХУТЕМАСЕ-ВХТУИНЕ у Н. П. Ульянова, И. В. Клюна, Н. А. Удальцовой, А. Д. Древина, Л. С. Поповой. Р. Р. Фалька, В. В. Кандинского, А. М. Родченко.
Учился в МГУ (1921–1924) на литературно-художественном отделении, на отделении археологии и искусствознания факультета общественных наук (ФОН). Был вольнослушателем литературно-художественного института им. В. Брюсова.
Своим эстетическим идеалом считал творчество Микеланджело, Рембрандта, Веласкеса, Сезанна, Пикассо, Врубеля, Григорьева и японское искусство. Состоял членом Ассоциации графиков. Работал в разнообразных графических техниках – карандаш, перо, акварель, занимался ксилографией и линогравюрой.
С 1923 года Василий Беляев совершал творческие поездки по русскому Северу, в Крым и Среднюю Азию, на Кавказ и Памир, Алтай и Байкал, в Бурятию и Якутию, Владивосток, Благовещенск, Хабаровск и Николаевск-на-Амуре. Результатом этих поездок стали многочисленные графические листы, посвященные быту и традициям малых народов.
Кроме того, начиная с 1919 года, Василий Беляев был активным участником художественных выставок – краевых, всесоюзных, зарубежных, групповых и персональных. В Москве с 1928 по 1940 год прошли его восемь персональных выставок. Жизнь художника оборвалась в 1942 году в битве под Сталинградом. художественный музей хабаровск
В Хабаровск художник приехал осенью 1928 года и совершил путешествие вниз по Амуру. В фондах Дальневосточного художественного музея хранится более двадцати листов оригинальной графики, запечатлевшей моменты уникального путешествия художника по Дальнему Востоку. Это преимущественно альбомные листы, на которых цветными и графитным карандашами, тушью и иногда акварелью зафиксированы пейзажи и люди Амура.
Эти листы – своеобразный дневник путешествий художника. Практически на каждом внизу есть надпись с указанием места и точной даты создания. Эти даты позволяют восстановить маршрут художника.
Можно предположить, что в Хабаровск Василий Беляев попал через Китай после путешествия по Монголии и Бурятии. Самые ранние работы в коллекции музея датированы началом сентября 1928 года и это виды приграничного китайского городка провинции Хейлундзян и речного берега возле Китая. художественный музей хабаровск
Василия Беляева, видимо, как художника привлекли оригинальные типы людей, которых он встретил на амурском берегу: корейцы, курильщики опиума, переселенцы, китайцы. Буквально несколькими линиями Василий Беляев создает яркий, выразительный образ, может быть, несколько утрируя его.
Ненадолго остановившись в Хабаровске, В. П. Беляев создает один из самых выразительных городских пейзажей, представленных в коллекции музея («Хабаровск»).
Согласно надписи, пейзаж был создан 14 сентября 1928 года. На листе вертикального формата изображен берег Амура с трубой электростанции, которая долгое время была своеобразным городским ориентиром.
На втором плане – широкий Амур и на третьем – сине-зеленые сопки Сихотэ-Алиня. Формат листа, точка зрения художника на пейзаж сверху вниз подчеркивают особенность холмистого городского рельефа, широту пространства амурского берега. Теплая, коричнево-охристая гамма работ создает ощущение тепла и света, характерных для начала осени в Хабаровске.
После Хабаровска Василий Беляев продолжил свое путешествие вниз по Амуру, посетив крупные нивхские стойбища Оремиф, Чардбах, Тнейвах. Героями зарисовок художника становятся аборигены нижнего Амура, рыбаки и рыбачки («Комсомолка-гилячка Анна Яковлевна Чочик», «Гиляк из стойбища Чардбах», «Группа гиляков. Амур. Николаевск»).
1928 год был годом «большой воды» в Амуре и реках, питающих его. И на всех графических листах Василия Беляева из коллекции ДВХМ Амур предстает как безграничная и безбрежная стихия. Эстетика восточного рисунка ощущается во всех амурских пейзажах художника. Это и плавность линий, и минимализм изобразительных средств, и преимущественно вертикальный формат работ, который отсылает зрителя к восточным пейзажам-свиткам «горы-воды».
Видимо, самой удаленной точкой в путешествии по Амуру для Василия Беляева стала бухта Де-Кастри, откуда он через Татарский пролив прибыл во Владивосток.
Путевые зарисовки Василия Беляева в наше время – документ ушедшей эпохи, сохранивший сцены труда и быта представителей коренных народов Приамурья и уже ушедший в прошлое вид Хабаровска, и очарование художника красотой и мощью Амура.
- Больше о коллекциях Дальневосточного художественного музея можно почитать в специальном разделе на habinfo.ru.
Марина Константинова, завсектором современного искусства ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен