Текстильные орнаментированные ковры – вид декоративно-прикладного искусства, который появился у коренных жителей Приамурья в конце XIX века. культура народов приамурья

По мнению ряда исследователей, данный вид народного творчества произошел от традиционной техники создания одеял и матрасов и наследует их приемы исполнения. Изначально одеяла делались по типу «пэчворк» – из цветных лоскутов, соединенных в форме геометрической мозаики. Часто изголовье выделялось однотонным фоном с криволинейным орнаментом (рис. 1). Однако функционально одеяла, как и ковры, не могли быть повешены на стены традиционного жилища из-за особенности отопительной печной системы, которая производила много копоти. Вместо ковров на стены помещали циновки «сакта», к которым крепились орнаментальные композиции из крашеной бересты. То есть идея некоего покрова, украшающего стены жилища, для коренных народов Дальнего Востока была не нова.

Рис. 1. Еюка Т.М. – Одеяло

К началу XIX века под влиянием тесного общения с русскими в жизни коренных народов происходит ряд изменений. Изменился тип жилища (на место фанзы приходит сруб) и тип отопительной системы в нем, что способствовало переносу текстильных широкоформатных изделий на плоскость стен. Кроме того, изменения жизненного уклада позволили мастерам оптимизировать методы производства, переняв их из текстильной сферы. Несмотря на относительную молодость, искусство вышивания текстильного ковра имеет множество типов, в основе которых лежит композиционный принцип.

Рис. 2. Бельды Л.Г. – Ковер лоскутный

В фондах Дальневосточного художественного музея хранится более 90 текстильных ковров, которые показывают всё многообразие этого вида декоративно-прикладного искусства.

Самый распространённый тип композиции приамурского ковра – прямоугольный ковёр с ромбом в центральной части. В коврах этого типа ромбовидный центр обычно заполняется орнаментальной розеткой с четырёхчастной (или двухчастной) симметрией. К внешней части ромба на небольшом отдалении от его сторон нашивались одинаковые орнаментальные элементы, формой вписывающиеся в треугольник. Иллюстрирует такой приём ковёр мастериц Ч.Т. и А.Л. Дечули (рис. 5). культура народов приамурья

Усложнение ромбовидной композиции выразилось в разработке двух- или трёхромбных фигур. Их композиционная доминанта задает крестообразное направление орнаменту. Как и в случае одного центрального ромба, внутри каждого композиционного «центра» размещались розетки. Примером такого решения служит контрастный ковёр Дечули А. Л. (рис. 6).

Рис. 3. Ходжер Т.К. – Ковер

В малом количестве присутствуют в ДВХМ ковры с геометрической композицией из лоскутов. Орнаменты таких ковров составлены из множества сплетённых параллельных тонких полос ткани. Близки им ковры, покрытые изображениями чешуек. Возможно, такие предметы, размещенные на стене, сакрально несли защитную функцию для помещения и являлись аналогией узоров на спинках свадебных халатов невест. В коллекции музея ковры мастерицы Ходжер Т. К. прекрасно иллюстрируют подобный тип ковра (рис. 3, рис. 4).

Интересным образцом является лоскутный ковер Бельды Л. Г. (рис. 2), композиционно выстроенный по типу геометрической сетки, возможно, изначально перенятой у одеял и матрасов, и усложненный эффектом «трёхмерности». Этот эффект достигается изображениями кубов, чей объём имитируется не только цветовыми, но и тональными соотношениями подобранных лоскутов. Ковер, созданный Л.Г. Бельды, представляет развитие «сеточного» мозаичного построения.

Также среди приамурских ковров из коллекции Дальневосточного художественного музея вызывают интерес ковры с крестообразными композициями, у которых в ромбах расположены круглые орнаментальные розетки, происходящие, возможно, от менее сложного орнаментального элемента «дяха» в виде круга с отверстием посередине. Этот элемент напоминает китайскую монету и, скорее всего, является её переосмыслением. Примером такого типа ковра является изделие мастерицы Бельды К.О. (рис. 7). Отметим также, что «дяха» может присутствовать на ковре как основной узорообразующий элемент, заполняющий всё пространство, как, например, на ковре Бельды М.А. (рис. 8). культура народов приамурья

Рис. 4. Ходжер Т.К. – Ковер

Интересны с точки зрения семантики ковры с сюжетами, зашифрованными в орнаменте. Основным методом повествования в таких коврах служат стилизованные изображения животных и людей. Такие зооморфные и антропоморфные элементы в основном показывают изображаемых животных и рыб в профиль, земноводных – как бы сверху. Несмотря на сильную стилизацию, с помощью извилистых линий передаются характерные черты того или иного животного, чем и достигается их узнаваемость. Ковры мастериц Еюка Т.М. (рис. 9) и Заксор М.Е.(рис. 10) – яркие образцы данного типа приамурского ковра. На изделии мастерицы Еюка мы можем наблюдать миф о птице, сотворившей земную твердь. У ковра мастерицы Заксор в центральном жёлтом круге имеется изображение дракона. Объединение круга и дракона явно отсылает нас к мифу о солнечном змее.

Приамурский текстильный ковёр, несмотря на достаточно короткую историю, расширил комплекс выразительных средств и стал одним из главных видов декоративно-прикладного искусства коренных народов Приамурья.

Ковальчук А.М., специалист экспозиционно выставочного отдела ДВХМ

Главное фото: рис. 8. Бельды М.А. – Ковёр


Рис. 5. Дечули Чима Тимофеевна, Дечули Антонина Леонтьевна – Ковер ульчский
Рис. 6. Дечули А.Л. – Ковер
Рис. 7. Бельды К.О. – Ковер

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен