Косторезное искусство Чукотки и его образцы в Дальневосточном художественном музее
Дальневосточный художественный музей хранит около трёх сотен экспонатов чукотского косторезного искусства. Именно искусство художественной обработки кости является «визитной карточкой» народов Чукотки. По словам этнографов М. Бронштейна, И. Карахана и Ю. Широкова, «распространенное когда-то по всему Северу, косторезное искусство существует в наши дни лишь в нескольких ареалах, главным образом, на Аляске, в Якутии, а также в Чукотском автономном округе. Причем именно на Чукотке оно сохранилось в наиболее полном объеме, именно здесь продолжают развиваться стилистические традиции, утраченные художниками других арктических регионов». косторезный
С косторезным искусством чукчей и эскимосов связано начало коллекции народного искусства в ДВХМ. С 30-х годов ХХ века вследствие прихода советской власти на чукотских культбазах в сёлах Сиреники и Чаплино организуются первые учебные группы бригад резчиков по кости, создаётся первая профессиональная косторезная мастерская в с. Уэлен для организации косторезного художественного промысла на Чукотке, для профессионального обучения и подготовки мастеров. Косторезами становятся не только мужчины, но и женщины.
В Научно-исследовательском институте художественной промышленности (НИИХП) разрабатывается программа по сохранению и развитию художественных традиций народов Чукотки. Такая ситуация отразилось и на сюжетах мастеров. Так, например, в работе гравёра Гемауге З. мы можем наблюдать преобразование школы на Чукотке (рис. 12). Подобных работ, посвящённых изменениям той эпохи, хватило на целый жанр в косторезном искусстве.
Именно в 30-х годах в ДВХМ начали сбор коллекции народного искусства Крайнего Севера и Дальнего Востока России. Основой её стали около сотни предметов, переданных в 1931 г. из этнографического отдела Хабаровского краевого краеведческого музея. Одна часть предметов из этого числа «была приобретена на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке искусства национальностей, проходившей в Москве и 1927 г. В основном это было искусство жителей Крайнего Севера российской части Дальнего Востока – чукчей и эскимосов». Среди поступивших произведений: кольца для салфеток (рис.1), спичечницы (рис. 2), вилки с декоративными рукоятками (рис.3), гребни (рис. 4), фигурки песцов (рис. 5), модели парусных шхун (рис. 6). косторезный
Особое место в косторезном искусстве занимают анималистические образы полярных животных. В основе самобытной художественной техники объемного изображения животных лежат постоянные наблюдения за ними в процессе морской охоты и хорошие знания их анатомии. Изготовление такой скульптуры малых форм способствовало глубокому пониманию человеком окружающей арктической природы. В собрании музея присутствуют как архаичная зооморфика в виде амулетов (рис. 7), так и более современные образы (рис. 8, главное фото).
Скульптурные композиции на темы морского зверобойного промысла, оленеводства, рыболовства также немалозначимы в работах косторезов Чукотки. Все эти изображения дают представление о специфике ведения этих видов хозяйств у автохтонных народов Чукотского полуострова. На прекрасных скульптурах резчиков Аляпаака (рис. 10) и Игнатовского (Рис.9) из собрания ДВХМ мы можем ознакомиться с бытом охотников и оленеводов не только через скульптурное решение, но и благодаря гравированным изображениям на подставках данных изделий.
Конечно же нашли своё место в графических изображениях на клыках и сказочно-фольклорные сюжеты – этот жанр характерен для первой половины XX века. Таким образом, в данном виде народного творчества наблюдается тесное единство устного и изобразительного начал. В музейной коллекции достаточно много подобных экспонатов, но в рамках данной заметки приведём лишь один пример – работу гравёра Л. В. Эйнеса «Сказка про китенка» на клыке моржа (рис. 11).
Чукотско-эскимосское косторезное искусство содержит в себе два основных направления: мелкую пластику и сюжетную гравировку. Основным материалом для создания изделий служил моржовый клык. Характеризуя моржовый клык как основной материал для художественной резьбы по кости у чукотско-эскимосских мастеров, исследователь Н. И. Каплан отмечает его уникальные особенности: «Костная ткань моржового клыка плотная, что называется литая; поверхность клыка хорошо полируется и может быть отполирована до зеркального блеска; цвет кости приятный, живой, чуть желтоватый». Помимо художественных изделий из кости моржа, резчики изготавливали самые разнообразные утилитарные вещи, необходимые в быту (рис. 3, рис. 13). косторезный
Это обусловлено тем, что в отдаленном прошлом кость, народам Севера, почти целиком заменяла металл.
Ссылаясь на исследователя С. Л. Чернышову, необходимо отметить: «именно чукотское косторезное искусство характеризуется тем, что оно сохранило свои специфические особенности в наиболее полном объеме и развило стилистические традиции, которые, к сожалению, утрачены косторезами других регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока… Художественная обработка моржового клыка стала для чукотских и эскимосских мастеров-косторезов некой этнической философией», происходящей от их прирожденной наблюдательности и хороших знаний пластической анатомии изображаемого животного.
Возможно, именно искусство формирует особое мировосприятие окружающей действительности и высокохудожественный вкус народа. Приходите в Дальневосточный художественный музей, чтобы познакомиться с этим феноменом. косторезный
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен