Лаконичность хабаровского художника Геннадия Арапова в ДВХМ
«Искусство давно уже делится на утонченное, элитарное и низовое, упрощенное. То, что делаешь, что интересно тебе, может быть, будет интересно еще кому-нибудь. Делается все правильно или неправильно, в колорите — красиво или некрасиво. Одни вещи затрагивают, другие оставляют равнодушным. И в любые времена стоит вопрос: есть хорошие художники или их нет. Впрочем, какая жизнь — такое и искусство. Хочется новизны мышления, превратить в объект искусства любую вещь. Хочется освободиться от корысти и конъюнктуры. Все увидеть. В творчестве все делать искренне».
Геннадий Арапов
Геннадий Фёдорович Арапов родился в 1956 году в Хабаровске. Окончил художественно - графический факультет в 1978 году. Член Союза художников России с 1991 года. В 1995 году — лауреат премии главы администрации Хабаровского края в области изобразительного искусства за лучшее произведение. Участник фестиваля «Культурный герой ХХ века» изобразительного искусства в 2000 году в Москве. Много лет преподавал в детской художественной школе. Занимался живописью, графикой, выполняет объекты из подручных материалов.
Для творчества Арапова характерно декоративное начало. Ему нравится выявлять пластические возможности изобразительной плоскости. Для многих его работ характерна рельефная трактовка пространства. Причем подчеркивая это, он порой применяет различные наклейки и коллажи.
Если рассмотреть творчество Арапова во времени, можно отметить, что он постепенно отходил от жестких контрастов тона и цвета, насыщая свои работы тонкими модуляциями сближенных светлых тонов. Работы Арапова всегда лаконичны. Они строятся на нескольких основных цветовых пятнах и потому хорошо организуют пространство вокруг себя. Именно поэтому его работы часто занимают наиболее выигрышные стены на выставках.
В живописных работах Геннадия Арапова сильно лирическое начало. Мир детства, изменение погоды, дальневосточная природа — все это переосмысливается автором и приобретает характер лирического откровения. Особенно интересны его натурные пейзажи. В них всегда точно найдено гармоничное сочетание условности живописи и реального конкретного состояния, аромат мимолетности и значительной степени обобщенности. Это не просто картинки природы, рассчитанные на элементарное узнавание. В лучших своих пейзажах Арапов по-настоящему художественно убедителен.
Графика Арапова во многом держится на приеме. Он любит различные декоративные эффекты. Свободно льющаяся с кисти жидкая эмаль создает сложные многообразные арабески. В графических листах изображение порой приближается к знаку. Особенно заметно это в цикле «Дожди», в котором на десятках листов варьируется несколько пятен, обознача-ющих фигуры с зонтиками и их отражения. Безусловно, графика Арапова очень изысканна и интерьерна.
Объекты Арапова выполнены из кусков металла, дерева, ткани и рассчитаны на ассоциативное восприятие. Порой они остроумны.
Уже первые живописные произведения молодого художника были отмечены вниманием зрителей и арт-критиков «свободное письмо, неожиданная фактура живописной поверхности, ассоциативность образов, лёгкий «наивный язык картин всё привлекает в творчестве художника. Знакомство Геннадия Арапова с графикой современного ленинградского авангарда из собрания ДВХМ изменила круг его представлений о возможностях графической техники. Все последующие его работы – это активная полоса экспериментов и открытий».
Первый концептуальный проект с участием Геннадия Арапова состоялось в 1992 году и имел интригующее название «Под сенью девушек в цвету». Кстати именно это событие стало точкой отсчёта в развитии галерейного дела на Дальнем Востоке. Главное в живописи и графики этого хабаровского художника то, что помимо творческой оригинальности автора произведения Арапова ещё и отражают традиции дальневосточной школы изобразительного письма, философичность, хороший вкус и беспрестанный поиск нового.
Геннадий Арапов - обладатель редкостного дара живописца. Сей дар не снисходит к человеку случайно, он есть или его нет, приобрести его никак нельзя. Стало быть, художник обладает и особым мироощущением, и развитой интуицией, и вкусом, и чувством меры, и редкостным даром превращать любой материал в эстетический объект. Об этом свидетельствуют его последние работы, которые художник называет объектами. Его объекты созданы из самых неожиданных материалов: ключи, которые не помнят своих хозяев, или, наоборот, таят воспоминания о них, становятся материалом к произведению, скрепки, кнопки, кусок проволоки, фольга, оставшаяся шахматная фигурка, октябрятский значок - все перечислять бессмысленно. С предметами, что встречаются в повседневной жизни, что часто под рукой у нас, что всегда можно обнаружить на улице, дома, в мастерской художника случается метаморфоза: они вместе с мастером участвуют в создании образа.
Геннадий Фёдорович Арапов ушёл из жизни в октябре 2022 года.
Специалист по просветительской деятельности ДВХМ О.В. Козарезова Главное фото: Г.Ф. Арапов - Пасмурный день
- «Поднебесная» глазами русских эмигрантов в ДВХМ - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен