Картины из собрания Петра Щукина в коллекции Дальневосточного художественного музея
Коллекция русского искусства Дальневосточного художественного музея начала свою историю в 1901 году, задолго до создания самого музея. В то время Императорская Академия художеств начала делиться своими фондами, передавая произведения искусства в провинциальные музеи. Узнав об этом, Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков загорелся идеей организации художественного музея в Хабаровске. Дальнейшее и основное формирование русской коллекции произошло в 1931 году. Ее основу составили произведения, полученные из Государственной Третьяковской галереи, Русского, Румянцевского и Исторического музеев. петр щукин
Однако, прежде чем попасть в фонды этих музеев, каждая работа прошла свой многовековой путь. В собрании Дальневосточного художественного музея продолжают жить полотна, приобретенные в свое в время благодаря личным пристрастиям великих людей и вкусам знаменитых коллекционеров — императора Александра II, императора Павла I, Вел. Кн. Константина Павловича, Вел. Кн. Михаила Николаевича, князя П.М. Волконского, князя Безбородко, графа Шереметева, графа Орлова, братьев Щукиных.
В коллекции русского искусства нашего музея находятся четыре портрета из собрания Петра Ивановича Щукина. петр щукин
На портрете неизвестного художника с оригинала А. Рослина изображен Иван Иванович Бецкой. Он был личным секретарем императрицы Екатерины II, видным деятелем русского Просвещения, президентом Императорской Академии художеств, инициатором создания Смольного института и Воспитательного дома. На картине И.И. Бецкой представлен в парике с косичкой, в расшитом камзоле, с орденской лентой через правое плечо. Рослин Александр (1718–1793) – шведский художник, приглашенный в 1775 году в Россию написать портрет Екатерины II. Жил в Москве, Петербурге. Помимо императорских заказов исполнял заказы частных лиц. Член Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже, Стокгольмской Академии художеств.
В 1795 году в Петербург прибыла любимая портретистка европейского и российского дворянства, член многих академий художеств Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Ее встретили с почетом, приняли в члены Императорской Академии художеств. Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты императорской семьи и аристократии Петербурга. Неизвестный художник пишет портрет Великой княжны Елены Павловны, беря за основу картину французской портретистки, которая писала портрет Ее Императорского Высочества Цесаревны Елены Павловны на двенадцатом году ее жизни. Портрет вызвал неудовольствие Екатерины слишком фривольным нарядом. Чтобы угодить строгой государыне-бабушке, руки княжны, неосмотрительно открытые художницей в первом варианте портрета, тут же были закрыты легкими рукавами придворного платья из газа. петр щукин
Франц Герхардт фон Кюгельген (1772–1820) – немецкий художник, известный своими портретами и историческими картинами. Ему довелось первому из художников выполнить портреты нового императора Александра I и его супруги. На портрете, созданном по типу Г. Кюгельгена, мы видим жену Александра I – принцессу Луизу Баденскую (в православии Елизавета Алексеевна). О красоте императрицы говорили не только художники и поэты – самые обычные, простые люди восторгались прелестной внешностью императрицы. Художник изобразил белокурую и голубоглазую молодую женщину с тонкими и правильными чертами лица. По признанию современников, Кюгельгену удалось разительно схватить сходство и чарующую привлекательность молодой императрицы.
«Портрет Елизаветы Петровны» создан неизвестным художником по оригиналу Л. Каравака. Луи Каравак (1684 – 1752/54) – французский живописец, переселившийся при Петре Великом в 1716 в Россию и ставший придворным художником и одним из наиболее значимых представителей россики. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае 1743 года ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей.
Щедрое меценатство и активная деятельность на поприще искусства поставило русских купцов Щукиных в один ряд с братьями Третьяковыми. Купец Калужской губернии Иван Щукин, перебравшийся после войны 1812 года в Москву, имел шестеро сыновей. Все они получили блестящее образование в России и за границей, что позволило им в дальнейшем легко ориентироваться в искусстве. Особо преуспели в этой области трое из братьев – Петр, Сергей и Дмитрий. Собирательская деятельность Петра Ивановича Щукина продолжалась почти 20 лет. В грандиозной его коллекции на первом месте стояли отечественные памятники истории и культуры, неслучайно его собрание называли музеем российских древностей. Коллекционер и библиофил А.П. Бахрушин отмечал: «Щукин Петр Иванович – серьезнейший собиратель из всех мне известных. Потому что он не собирает ничего, предварительно не собравши об этом предмете целую библиографию и не изучивши его по книгам». петр щукин
Изобразительный раздел щукинского собрания включал картины, гравюры, рисунки. Здесь была собрана портретная галерея выдающихся деятелей России. Специально для своего собрания Петр Иванович построил двухэтажный музей, со временем превратив его в музейный комплекс. Стремясь сохранить целостность коллекции, Щукин все свое собрание вместе с постройками в 1905 году безвозмездно передал Москве. «Музей П.И. Щукина» стал основой филиала Исторического музея. Сегодня «щукинские» вещи можно встретить не только в Третьяковской галереи, Историческом музее, Оружейной палате, Музее искусств народов Востока, но и в провинциальных музеях.
Коновалова О.Г.,
зав. сектором отечественного искусства
- «Испанская живопись в стенах Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен