Предметы декоративно-прикладного искусства айнов в коллекции Дальневосточного художественного музея
Айны – загадочный народ, живший когда-то по всей территории Японии, на Сахалине и Курилах. Сейчас численность этой народности доподлинно неизвестна, они практически исчезли с этнографической карты. Но их архаичная культура, как считают многие этнографы, повлияла на многие жизненные аспекты соседей – японцев и народов Приамурья. Айны оставили своё наследие в прикладном искусстве, несколько образцов которого хранится и в фондах Дальневосточного художественного музея.
В коллекции музея искусство айнов представлено 23 единицами хранения, некоторые из них являются своего рода современными репликами предметов быта и культа, сделанными японскими мастерами с айнскими корнями. В этой заметке мы рассмотрим сакральные и бытовые функции четырёх экспонатов, принадлежащих уходящей мужской культуре айнов.
Важным предметом культа являлась деревянная палочка со стружками инау (рис. 1). Своего рода посредник между людьми и богами, этот предмет был и остается одним из самых значимых в религии айнов. Н.В. Рудановский писал: «У айнов я не видал идолов, но для выражения благоговения к Божеству они употребляют инау. Берут сырого дерева палочку в ½ аршина длины и в палец толщиною, состругивают с низу на верх на ней болонь, так что стружки висят на подобие волос, которые они заплетают в 3 или в 5 косичек, наверху палочки курчавая головка».
Размеры инау варьировались от маленьких, длиной всего в 45 см, до 2,5 м. Инау из коллекции музея, созданные мастером Харудзо Уракава (1938 г.р., с. Уракава, префектура Чиба, Япония), чуть больше 50 см в длину. Айнам требовалось большое количество инау, так как использовались они только один раз и только для определенной церемонии. Вырезались инау из разных пород деревьев. Если древесина была белой, из такого материала мастер вырезал инау для «хороших» богов.
Священными деревьями были кизил и ива. К иве у айнов было особое отношение, обусловленное легендой о том, что много лет назад божество-Творец спустился с небес, чтобы создать новую страну. После окончания работы ему нужно было вернуться в страну богов, но он не мог позволить себе взять с собой те вещи, которыми он пользовался на земле. Одним из таких предметов были палочки для еды. И тогда он решил закопать их в землю. Вскоре на этом месте выросла ива. Айны, зная, что это дерево принадлежит божеству, решили вырезать из него инау для подношения богам. Так как инау – сакральная жертва богам, вырезалась она всегда утром
Деревянный обрядовый меч эмуш, созданный во второй половине XX века, – свидетельство айнского культа холодного оружия (главное фото).
Этот меч тоже привезён из Японии, с. Уракава, префектура Чиба, мастер его неизвестен. Стоит отметить, что подобные предметы были и в культуре коренных малочисленных народов Дальнего Востока России, т.к. некогда айны жили и на территории России и, взаимодействуя с нивхами, эвенками и другими народами, возможно, внедрили в их культуру образ меча. Данный образ широко использовался в камланиях (шаманских обрядах), при борьбе со злыми духами.
Ножны его богато орнаментированы. Айны, как и уйльта/ороки, считали, что орнамент на ножнах не только украшает, но и оберегает от злых духов. На ножнах у айнов чаще всего были распространены изображения рыбы и черепахи. Айны, по материалам Сирасино Гэндзо, знали легенду, повествующую о том, что медведь напал на бога Окикуруми, а засверкавший орнамент спас его. На Сахалине бытует эвенкийская легенда, в которой узор, загоревшись ярким светом, спас охотника и оленя. Подобные легенды есть у нанайцев и нивхов.
Присутствует в коллекции и традиционный женский нож конца XIX – начала XX в. из села Дуди Ульчского района (рис. 2). Ножны его изготовлены из оленьего рога. Они украшены геометрическим орнаментом из Х-образно переплетающихся лент. В нижнем основании ножны орнаментированы узором-змейкой, напоминающим косичку. Айны полагали, что чем искуснее и красивее будет выполнена резьба на предмете, тем сильнее будет душа этой вещи и тем труднее будет злым силам захватить ее. Поэтому мужчины все время старались усовершенствовать свои умения в резьбе по дереву.
Важным предметом для мужчины народа айнов был личный набор курительных принадлежностей, куда входили коробочка для табака, держатель для трубки – танпакуоп и трубка – кисери. В Дальневосточном художественном музее хранится такой набор, к сожалению, без трубки (рис. 4). Как и предыдущие предметы, он прибыл из с. Уракава префектуры Чиба, Япония. Ученые высказывали предположение, что привычка к курению была заимствована айнами от торговцев Китая. Богато орнаментированная коробочка для табака имеет четырёхугольную форму. Держатель трубки с отверстием на конце, куда вставлялась трубка, прикреплялся к коробочке, регулируемой при помощи ракушки веревкой.
На держателе никогда не было изображений животных. Курительные принадлежности всегда носились на боку, и при случае мужчина мог предложить свою трубку незнакомцу в качестве дружественного жеста. Айн, передавая наполненную табаком трубку, ожидал ответного жеста от своего визави. В процессе обмена трубками оценивался уровень мастерства резчика по дереву.
«В среде айнских резчиков многогранная резьба пользовалась особой любовью, высок был эстетический эффект, который она производила на окружающих. Чем больше граней в резном узоре, тем ярче контраст света и тени, тем выразительнее объемы и четче форма. Не каждый мастер овладевал ее секретами. Мастера вполне могли ограничиваться при выполнении работы двугранно-выемчатой резьбой, но стремление к высокой художественности, к красоте привело к сложной технике многогранной резьбы. Эти приемы позволяли мастерам создавать замечательные произведения искусства, свидетельствующие о высоком чувстве прекрасного, которым, несомненно, обладали народы Амура и Сахалина.»
Ковальчук Антон, специалист Дальневосточного художественного музея
- «Орнаментальные элементы и мотивы в искусстве нанайцев», читайте материал по ссылке.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен