Митрофан Греков и его батальная живопись в коллекции ДВХМ
В коллекции советского искусства Дальневосточного художественного музея представлены все главные имена отечественного искусства 1920-х – 1960-х годов. Митрофан Греков
Имя Митрофана Борисовича Грекова (до 1911 года Митрофан Павлович Мартыщенко) связано прежде всего с созданием советской исторической картины и школы батальной живописи.
Обладая врожденным даром художника, М. Б. Греков (1882–1934) получил и хорошее классическое образование. Его учителями были Кирияк Костанди, Илья Репин, Франц Рубо.
Удивительный факт: Митрофан Греков никогда не поддерживал идею решения споров военными действиями, его не привлекала служба в армии. Но именно батальная живопись захватила его сильнее всего. Победоносные походы Первой конной армии Буденного, события Гражданской войны, которые художник представлял воплощенными в панорамах и диорамах, больших многофигурных композициях на героическую тематику, были основным центром интересов Грекова. Исследователи его творчества отмечают: «…Митрофану Борисовичу не удавались мотивы из мирной жизни. Он был прирожденным баталистом; ему близки романтика военного быта и экспрессия вооруженных схваток. Сколько ни старался художник создать что-либо в «мирном» жанре – ездил специально в совхоз «Гигант», – у него, в конечном счете, ничего не получалось».
В коллекции Дальневосточного художественного музея находится одно сравнительно небольшое живописное полотно Митрофана Грекова «29-й кавполк в Бухаре», выполненное им в 1930 году. По свидетельству вдовы художника, Греков в этой картине изобразил эпизод из жизни 29 кавалерийского полка, в годы Гражданской войны действовавшего в Средней Азии, а потом передислоцированного в Новочеркасск. Греков никогда не был в Бухаре, и поэтому состояние природы, колорит живописи – словом, всю характеристику среднеазиатского пейзажа, как, впрочем, и сюжет композиции, он вывел из рассказов военнослужащих полка. Вместе со своими конями рассказчики и позировали художнику.
Современники Грекова отмечали, что существенной частью его творчества было изучение натуры. Этому он придавал огромное значение: не только отдельные фигуры людей и коней, но и седла, повозки, камни, стены, крыши, отдельные состояния неба им предварительно изучались, зачастую очень тщательно, с натуры. Этюды Греков чрезвычайно ценил, хотя не выставлял, не показывал и не продавал их. Интересно, что при крайней стесненности в живописном материале он эти наброски писал «драгоценными» заграничными красками, в то время как картины только заканчивал ими. Из каждой поездки он привозил множество этюдов. Они-то и помогли ему при работе над картиной «29-й кавполк в Бухаре».
Полк выстроился на песчаной равнине у подножия невысоких гор. Мы смотрим на образовавшееся каре с тыла правого фланга. Справа в нижнем углу виден стоящий спиной к зрителю полковой музыкант с блестящей на жарком солнце медной трубой.
Левее от оркестранта стоят шесть разномастных коней в походном снаряжении. Их держат под уздцы спешившиеся кавалеристы. На втором плане ряд за рядом построены эскадроны. Хорошо различим изображенный вдали ровный строй бойцов, вытянувшийся перед спокойно стоящими конями.
Необычайно живо написаны с натуры кони. Центральное место Митрофан Греков отвел белой лошади. У нее нет подчеркнутой грациозности, не выгнута шея дугой, не навострены уши, она не бьет в нетерпенье копытом. Стоит она спокойно, чуть подняв голову. Ее красота в том, что она выглядит естественно, живо. Нарисована и написана она великолепно.
Как хорошо выделяется лошадь на фоне золотистого песка с резкими тенями от полуденного солнца, контрастируя с рядом стоящей темно-мастной лошадью.
Лошади очень рано становятся почетным персонажем искусства М. Б. Грекова. О лошадях он мог говорить часами. Художник Г. К. Савицкий рассказывает, как они сотни раз уходили с головой в наблюдение и обсуждение бывших перед ними лошадей, характерных индивидуальных особенностей их сложения, повадки, формы, пропорций, окраски, тона в отношении к источнику света и т.п. Несомненно, только это постоянное наблюдение дало мастеру высокую степень овладения материалом, степень, необходимую для неиссякаемого потока импровизаций, в который увлекло Грекова его воображение.
Если не знать подробностей создания этой картины, и не подумаешь, что художник писал ее со слов очевидцев, а не по живому своему впечатлению.
С этой работой также связана одна занимательная история. До начала 1960-х годов местонахождение ее было неизвестно. В книге о творчестве М. Грекова, выпущенной в 1956 году, в списке произведений, созданных в 1930 году, указано, что местонахождение работы «Кавполк в Бухаре» неизвестно. Но в 1961 году в объемном монографическом издании «Митрофан Борисович Греков. Жизнь и творчество» отмечено, что работа находится в фондах Дальневосточного художественного музея под названием «Конница на привале». Сотрудники музея пробрели ее в Москве в магазине «Всекохудожник» в 1931 году. А в 1961 году нашим музеем был издан каталог советского искусства, в котором и были опубликованы данные об этой работе. Сейчас это произведение М. Грекова значится в картотеке музея под двумя названиям – «Конница на привале. (29-й кавалерийский полк в Бухаре)».
Марина Константинова, Заведующая сектором Дальневосточного художественного музея
- «Дальневосточный художник Василий Зуенко и его графика», читайте материал по ссылке.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен