«Художник зимних видов» в ДВХМ
В каждом собрании есть произведения, которые неизменно привлекают внимание и специалистов, и просто любителей искусства. Одной из таких картин в коллекции Дальневосточного художественного музея является работа Фрица Таулова «Зимняя речка».
Классик норвежского искусства, Фриц Таулов, родился в 1847 году в семье аптекаря, в Христиании (Осло). Один из родственников художника занимался антиквариатом, любил и понимал искусство и передал эту любовь и знания юному Фритцу. Художественное образование Таулов получил в художественных академиях Копенгагена и Карлсруэ. Одним из его учителей был Фредерик Серенсен — маринист, оказавший определенное влияние на творчество Таулова, в частности в выборе темы — море, реки, любая вода будут присутствовать на картинах художника до конца его жизни.
Однако более всего на творчество норвежского мастера воздействовали французские художники. Посетив Париж, Фриц Таулов, воодушевился идеями барбизонцев. Эта группа художников, обосновавшаяся недалеко от Парижа в деревушке Барбизон, была апологетом пленэрной живописи. В пику официальному Салонному искусству, эти авторы творили на природе, изображая родные им ландшафты только «с натуры». Франция в 70-е годы 19 века взбудоражила весь художественный мир таким явлением, как импрессионизм, что не могло пройти мимо находящегося «в гуще события» Таулова. Многочисленные попытки художника попасть на парижскую вставку увенчались успехом и в 1889 году на Всемирной выставке экспонируются его картины. Среди его французских друзей — Эдуард Мане и Клод Моне, Сислей, Сажин, Гоген.
Таулов много путешествовал, был в Англии, Германии, Италии, посетил Америку и Россию. С Россией его связывают крепкие творческие и дружеские связи. Осенью 1897 года Сергей Дягилев организовал в Санкт-Петербурге знаменитую Скандинавскую выставку, одним из экспонентов которой стал Фриц Таулов, представив восемь пейзажей норвежской зимы. Не только для любителей искусства, но и для молодых русских художников Таулов явился образцом современной европейской живописи. Именно в это время он находит друзей в русской художественной среде, в частности сближается с В. Серовым и К. Коровиным.
«Зимняя речка» из собрания ДВХМ вероятнее всего была одним из экспонатов этой осенней выставки. Эта работа, написанная пастелью, почти монохромная и несколько туманная, как нельзя лучше отражает авторское импрессионистическое восприятие внешнего мира. Сергей Дягилев писал о зимних пейзажах Таулова: «В снегах и, главное, в воде, в этой холодной, оттаивающей и замерзающей воде с едва заметным льдом на поверхности, Таулов открыл такую неожиданную красоту, какой мы до него не видели». Русская пресса, которая неоднозначно воспринимала саму выставку, Таулова хвалила «за непосредственность впечатления и правдивость изображения различных состояний природы, за создание «картин с настроением», которые словно замещают в глазах зрителя реальность». В журнале «Живописное обозрение» писали: «Картины Таулова являются выдающимися произведениями в области пейзажа. Сюжеты картин Таулова просты. Но сколько в них жизни, художественной правды и поэзии. Вода его ручейков живая».
Помимо непосредственно творчества, Фриц Таулов активно поддерживал молодых художников и занимался организацией национальных и международных выставок. Он посещал датскую колонию молодых художников в Скагене, основал первую Академию пленэра в Модуме, организовал осенний салон, где могли выставляться современные художники.
Будучи членом международного жюри салона Марсово поле, Фриц Таулов активно способствовал творческому сотрудничеству между Норвегией и Францией. Прожив большую часть своей жизни во Франции, художник приобрел мировую известность, был знаменит и успешен. Умер в 1906 году в Нидерландах. Его работы находятся практически во всех престижных музеях мира.
Коновалова О.Г., зав. отделом ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен