Красота «классического» тела в ДВХМ
В трех залах Дальневосточного художественного музея продолжает до 28 января 2024 года свою работу выставка «Восхитительное стихотворение» (6+), главный герой которой — физическая оболочка человека, его тело.
Когда мы говорим о прекрасном теле, мы употребляем выражение «классические пропорции». Канон, сформированный древнегреческими скульпторами, оставался почти неизменным на протяжении веков, как и один из главных античных постулатов, утверждавший образ человеческого тела как вместилище прекрасной души. В древнегреческом языке существовало специальное понятие «калокагатия», подразумевавшее гармонию физических и душевных достоинств.
Идеальны пропорции античной мраморной скульптуры «Гермес» (главное фото), совершенна и созданная в конце XIX века бронзовая «Диана» немецкого скульптора Ф. Лепке (рис.1). Гармоничен, если не сказать — изящен «Гений Славы» (рис.2), повторенный неизвестным мастером вслед за Аннибалле Карраччи, одним из основателей Академии вступивших на правильный путь — школы, дававшей систематическое художественное образование и бравшей за образец лучшие произведения прошлого, а также работу с натуры.
В пространстве выставки узнаваемы пышущие здоровьем мускулистые и мощные «рубенсовские» фигуры, воплощенные в копийной работе В. В. Беляева «Союз Земли и Воды», в небольшом эскизе мастерской П. П. Рубенса «Аполлон и Марсий» (рис.3) и в репродукционной гравюре Л. Ворстермана «Мучения святого Лоренцо» с картины П. П. Рубенса. Рисунок «Двое обнаженных детей» мастерской П.П. Рубенса — яркий образец характерной манеры художника в изображении малышей (рис.4).
Начиная с эпохи эллинизма, наряду со взрослыми фигурами скульпторы сосредоточивают внимание и на анатомии детского тела, «позы, жестикуляция, детская психология — все становится объектом внимания и интереса скульптора». Со временем образ игривого малыша «канонизируется»: путти, ангелочки или Младенец Иисус изображались и в западной, и в русской академической традиции пухлыми обнаженными младенцами.
Советская академическая школа переняла идею прекрасного героя, наделив его иным смыслом, — этот герой был оптимистичным и бесстрашным строителем коммунизма и борцом с врагами, он занимался спортом и был носителем античного девиза «Mens sana in corpore sano» — «В здоровом теле — здоровый дух» (М.Г. Ройтер «Барьеристы», А.Н. Самохвалов «Девушка-дискобол»). Крепкие героини 1930-х годов не просто позируют художнику — они бодро встречают утро, кажется, напевая «Не спи, вставай, кудрявая…», как на живописном полотне П.П. Соколова-Скаля «Утро» (рис.5).
К концу советской эпохи меняется и типаж героини. Если изображая великую балерину Галину Уланову в 1940 году, Е.А. Янсон-Манизер создает ее образ в духе своего времени — крепкой, сильной, уверенной, стремительной, то балерина Б.А. Успенского («Перед репетицией на сцене», 1988) воплощает тип танцовщицы конца ХХ века: утонченную, хрупкую, изящную.
1980-е для истории нашей страны — это время, когда повсеместно в изобразительном искусстве начались эксперименты, произошло открытие западной культуры ХХ века. С этих пор стремительно осваивается новый, свободный взгляд на тело человека и способы его изображения. Например, фотографический автопортрет Сержа Головача, созданный в 2009 году, соединяет в себе новые техники и классическую композицию «Витрувианского человека» (рис.6).
Сформированный в классическую эпоху Древней Греции канон идеального человеческого тела является образцом и для современного зрителя. Историю трансформации канона, более или менее значительной в разные эпохи, можно проследить на выставке «Восхитительное стихотворение» в Дальневосточном художественном музее.
Алёна Фролова,
Марина Константинова,
ведущие специалисты ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен