Шедевры русской живописи из собрания Приморской картинной галереи
В Дальневосточном художественном музее проходит выставка «Шедевры русского искусства из собрания Приморской картинной галереи». Приморская государственная картинная галерея свой официальный статус получила в 1965 году. Однако художественная коллекция появилась во Владивостоке за несколько десятилетий до открытия галереи. История её создания начинается в 1929 году с появлением во Владивостокском государственном областном музее художественного отдела. В 1930-е годы отдел пополнился поступлениями из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи и других центральных музеев страны. Сегодня фонды галереи — это более восьми тысяч единиц хранения: произведений живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства.
Сотрудничество Приморской картинной галереи и Дальневосточного художественного музея давнее и плодотворное. Это совместные проекты, благодаря которым жители двух городов имели возможность познакомиться с творчеством И. Айвазовского, И. Репина, В. Серова, И. Шишкина, В. Верещагина, К. Каля, М. Шагала, художников западноевропейской школы.
Выставка «Шедевры русского искусства» (6+) представляет произведения из постоянной экспозиции Приморской картинной галереи. Это уникальная возможность увидеть работы лучших представителей русской художественной культуры второй половины XIX — начала ХХ века.
Русскую художественную культуру конца XIX — начала XX века принято называть «Серебряным веком». В это время происходит постепенное преображение реальности с помощью различных художественных систем, появляются десятки творческих объединений. Некоторые из них быстро и бесследно исчезли, другие оставили заметный след в истории отечественного искусства.
Одним из знаковых союзов этой эпохи был «Мир искусства», значение которого трудно переоценить. Мирискусники изменили российское художественное мышление. Их деятельность охватывала практически все области художественной жизни, - журналы, выставки, восстановление истории русской живописи, знакомство с современным западным искусством, собственная живопись и театр. Одним из основателей этого общества был Константин Сомов.
Выросший в семье хранителя Эрмитажа, Константин с ранних лет жил в окружении предметов искусства из большой коллекции своего отца. По окончании частной гимназии он поступил в Академию художеств, где учился под руководством Ильи Репина. Не окончив Академию, Сомов уезжает в Париж, где знакомится с новыми направлениями в европейском искусстве. Вернувшись позднее в Россию, активно занимается журналом «Мир искусства» и, конечно, живописью. В живописи у него два основных направления — портрет и «галантный жанр».
На выставке «Шедевры русского искусства из собрания Приморской картинной галереи» экспонируется «Портрет Г.А. Гиршман», написанный К. Сомовым в 1911 году.
Семья Гиршман была довольно известна в художественных кругах Москвы. Владимир Осипович Гиршман — русский купец и меценат, собиратель живописи и антиквариата, благотворитель Московского художественного театра. Его жена Генриетта Гиршман была незаурядной женщиной. Красивая, умная, прекрасно образованная. Она держала литературный салон и состояла в Обществе свободной эстетики. Гиршманы оказывали поддержку многим деятелям искусства, а в их особняке у Красных ворот часто бывали известные представители Серебряного века.
К описанию портрета кисти К. Сомова как нельзя лучше подходят слова Андрея Белого о ней: «Бледно-грустная, почти красавица, юная эта брюнетка питала симпатию к Брюсову, томно рождаясь из дыма фиолетово-жемчужных кисей; энергичным и резким движением приподымала свой веер к точеному носику, бросив в пространство тоскующий взгляд, выражающий муку её раздвоений». А сам художник в письме к сестре в мае 1911 года писал: «Третьего дня я кончил портрет Генриетты Леопольдовны. Чувство очень приятное, ты не можешь себе представить! Даже грусть, преследовавшую меня последние дни, о моей немощной живописи я как-то забросил. Утешаюсь тем, что портрет некоторым нравится, самой Генриетте Леопольдовне, например».
В конце 1923 года художник уехал с выставкой русского искусства за рубеж и больше не вернулся в Россию. Следующие годы он провел в Париже, где и скончался в 1939 году.
Ольга Коновалова, куратор выставки,
заведующая научно-выставочного отдела ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен