Академик портретной акварельной живописи Пётр Соколов в ДВХМ
Пётр Фёдорович Соколов принадлежит к числу наиболее выдающихся русских художников первой половины XIX века. Он появился на свет в 1791 году в Москве. Отец мальчика, имея пристрастие к азартным играм, однажды проигрался в пух и прах, и в 1800 году дом и имущество семьи Соколовых описали за долги. Мать с 9-летним Петей уехала в Санкт-Петербург.
Пользуясь покровительством статского советника А.Н. Пещурова, удалось пристроить сына в Императорскую Академию художеств. Появившийся среди сверстников в оборванном платье, Пётр тут же получил прозвище «Салопница», но несколько раз поколотил обидчиков и добился уважения. Основу рисовальной и живописной техники ему преподавали профессора А.Е. Егоров и В.К. Шебуев. Соколов постоянно числился в лучших учениках, особенно по работе с акварелью.
За программное произведение «Плач Андромахи над телом Гектора» Петр Федорович получил малую золотую медаль. Мечтая, как и все художники-академисты, продолжить образование в Италии, а на это давала право лишь большая золотая медаль, Соколов остался в Академии еще на год. Он вновь участвовал в конкурсе, но и вторая попытка не увенчалась успехом.
Он выпустился из академии свободным художником, вынужденным самостоятельно искать свой хлеб. Поначалу он бедствовал, но довольно скоро, начал давать уроки живописи и стал заниматься графическим портретом, исполненным в технике итальянского карандаша, а затем и акварелью. Во времена, когда ещё не было фотографий, акварель пользовалась успехом в высших и средних слоях русского общества благодаря быстроте исполнения, возможности фиксировать образ без многочисленных и утомительных сеансов позирования, воздушности колорита. Было принято заказывать графические портреты близких, друзей, родных. Такие портреты сопровождали владельцев и в путешествиях, и дома; их вешали на стену или ставили на стол.
Круг знакомств его очень скоро расширился. В 1821 году художника пригласили для работы в Аничков дворец. Удачно исполнив портрет трехлетнего великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра I, он стал получать заказы от императорского дома.
Акварельные портреты Соколова — своеобразные окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир люди — светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, музыканты и государственные деятели, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы. Он портретировал столь многих, что в лицах, им представленных, оживают целые страницы периода истории России.
Кисти художника принадлежат три прижизненных портрета А.С. Пушкина.
Интересно мнение о нем одного из первых русских фотографов, двоюродного брата А.И.Герцена, С.Л.Левицкого:
«Я знал Пушкина в 1832 году и лицо его запомнил хорошо, тем более, что лицо у Пушкина было такое характерное, что оно невольно запечатлевалось в памяти каждого, кто его встречал, особенно же в тех, кто с известным благоговением относился к поэту. Когда же мне впервые показали акварель Соколова, я сразу сказал: «Это единственный настоящий Пушкин».
В Дальневосточном художественном музее есть два акварельных портрета кисти П.Ф. Соколова. Сейчас на выставке «Стихия краски и воды» можно увидеть портрет М.Ф. Орлова.
Михаил Федорович Орлов (1788-1842) участвовал в основных сражениях Отечественной войны 1812, получил за храбрость при взятии Вереи орден Георгия 4-й степени. В 1814 г. вел переговоры о капитуляции Парижа и подписал выработанные им условия. После войны разрабатывал планы революционного преобразования России, уничтожения крепостничества и введения конституционного правления, изучал экономические проблемы общества. Орлов стал одним из основателей тайной преддекабристской организации «Орден русских рыцарей» На московском съезде декабристов в январе 1821 г. выдвинул программу решительных действий против самодержавия. В декабре 1825 г. был арестован и помещен в Петропавловскую крепость. Ему грозила расправа, но благодаря заступничеству брата, близкого к Николаю I, был лишь уволен со службы и сослан под надзор полиции в родовое имение.
Во многих известных семьях хранились портреты нескольких поколений, созданные П.Ф.Соколовым. Иметь свою домашнюю коллекцию акварелей до 1917 года считалось признаком хорошего тона и благосостояния.
Акварелью занимались многие живописцы, но достичь таких высот, на которые поднялся П.Ф. Соколов, удавалось единицам. Он пользовался фантастическим успехом в аристократической среде, не иметь его портрета в высшем обществе было признаком не слишком удавшейся жизни. Художник любил развлекать модель во время позирования беззаботной беседой, а потому время сеанса пролетало незаметно. Очередь к нему растягивалась на месяцы вперёд, он писал самые сливки общества. Доходы позволили художнику приобрести участок земли в столице и отстроить собственный двухэтажный дом, всегда полный гостей, держать собственных лошадей, арендовать дачу в Павловске, завести знакомства в высшем свете. Необыкновенным успехом пользовались его «свадебные» портреты. Забавным свидетельством тому служат слова одного из заказчиков: «…Мы теперь без вас, Петр Федорович, не можем обойтись как без попа, если же не благословите вашей талантливой рукой, то и брак считается недействительным».
Выработался фирменный стиль картин Соколова: на рисунках его модели держатся непринуждённо и в тоже время несколько задумчиво, женские образы отличаются утончённостью и одухотворённостью, а мужские – благородством. В техническом отношении портреты близки к совершенству – тонкий контур, выполненный кистью, сочетается с прозрачным моделирующим тоном, интенсивными красочными пятнами, свободными и точными мазками, дорабатывающими объем лица. Изящество композиции, красота неяркого колорита, особое поэтическое очарование, свойственное образам Соколова, заставляют нас и теперь, по прошествии более полутораста лет, высоко ценить его искусство.
В 1820 году Пётр Фёдорович женился на Юлии Павловне Брюлловой (1804 - 1877), сестре знаменитого Карла Брюллова. Этот союз был счастливым, в семье Соколовых было три талантливых сына, которые также стали художниками и академиками Императорской Академии художеств. Этот портрет, по словам их младшего сына, возможно, создан «в один сеанс, в одно утро».
Спустя почти два десятилетия после окончания Академии в 1839 году Соколов получает звание академика портретной акварельной живописи. Сам художник скромно признавал: «Мои способности приняты публикой благосклонно».
Петра Фёдоровича Соколова по праву можно считать зачинателем жанра акварельного портрета в России. По качеству исполнения его работы принадлежали к лучшим в Европе, а по широте охвата столичной элиты не имели себе равных. Художник творчески развил традиции миниатюры XVIII века, придал ей новое звучание.
Творческое наследие П.Ф. Соколова насчитывает более пятисот портретов современников. Они находятся в крупнейших музеях страны: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и других, также хранятся и в частных собраниях в России и за рубежом.
Боброва Е.А., сотрудник научно-просветительского отдела ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен