Дальневосточный художественный музей в апреле месяце порадует любителей искусства новыми интересными выставками. В одном из самых значимых проектов этого года приняли участие три музея – Дальневосточный художественный музей, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля и Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова.

Выставочный проект «Айны. Следы цивилизации» (0+) включает в себя две серии рисунков из собрания Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля – «Жизнь и обычаи айнов» (середина XIX века) японского художника Бёдзана Хирасава и «ОкеАйн, или Следы в Океане» (начало XXI века) известного омского художника Дамира Муратова, а также предметы декоративно-прикладного искусства из фондов хабаровских музеев.

Неизвестный мастер - Кукла «Айн»

В основе проекта так называемая «омская сенсация» - уникальная коллекция произведений Бёдзана Хиросава. В его работах представлена традиционная бытовая и обрядовая культура айнов  – одного из самых загадочных народов, коренного населения северо-западных территорий Японии, Сахалина, Курильских островов, юга Камчатки и низовий Амура. В настоящее время айны остались, в основном, в Японии, где их по официальной статистике проживает около 25 000 человек. В Российской Федерации, согласно официальным данным 2022 года, на территории Камчатского края постоянно проживает 256 человек, называющих себя айнами.

История айнов полна драматических событий, в результате которых практически был утрачен язык и традиционная культура. Существует множество теорий и гипотез об их происхождении. Одни исследователи утверждают, что айны пришли из Азии, другие называют в качестве их прародины Северную Америку, третьи – Филиппины или Новую Гвинею. Экзотическая внешность айнов, одежда, орудия труда, предметы домашнего обихода и магические ритуалы поражают своей необычностью и переносят нас в далекое прошлое. Их называют «спустившиеся с небес» или «бородачи Тихого океана». По одной из легенд, айны по деревянному столбу попали на Хоккайдо прямо из Страны облаков.

Представить облик островитян поможет описание, оставленное русскими путешественниками XVII века. «Перед нами предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев, глазами, с крупными выступающими носами, похожие на мужиков Южной России, на жителей Кавказа, на заморских людей из Персии или Индии, на цыган, – на кого угодно, только не монголоидов. Сами они называли себя «айну», что значит человек».

Рассматривая рисунки Хирасава, как свидетельство древней истории и культуры айнов, понимаешь, насколько далека материальная и духовная жизнь этого народа не только от европейской цивилизации, но и от цивилизации других народов дальневосточного региона. Непохожесть внешнего облика островных людей привлекала внимание отечественных и зарубежных этнографов и путешественников. Мир айнов – это культура охотников, рыболовов и собирателей первобытного строя. Ощущая себя частью природы, и живя в полной гармонии с ней, айны одухотворяли окружающий мир.

Серия акварелей «Жизнь и обычаи айнов» составляет увлекательный рассказ о таинственных островных людях японского архипелага. Омская коллекция айну-э Хирасава хорошо известна во всем мире. Она не только самая крупная, но и самая интересная в научном плане. В акварелях японского мастера обнаружены сюжеты, ранее неизвестные ученым. Это тот уникальный случай, когда на примере айнской серии мы можем говорить об искусстве, как способе познания истории исчезнувших цивилизаций.

Д.Р. Муратов - Охота

Серия Дамира Муратова создана под впечатлением от работ японского художника. Это оригинальная попытка отыскать в современном мире «следы» древнего народа и взглянуть на его историю, обычаи и культуру. Костюм, оружие, домашняя утварь – все, что может рассказать об ушедшей цивилизации древнего и до настоящего времени загадочного народа, передано художником языком современного искусства. Дамир Муратов назвал серию «ОкеАйн, или Следы в Океане», тем самым, продолжив культурную эстафету от японского мастера XIX века до российского зрителя. Главным мотивом серии стало изображение ноги – той, что оставляет след. Современного художника захватили ритм и пластика акварелей Хирасавы.

Оба художника через предметный мир передают обаяние традиционной культуры древнейшего народа, способной сохранить самое ценное, мудрое и необходимое для развития цивилизации – знание о жизни человека и его месте в окружающем мире.

Эту же тему в экспозиционном пространстве гармонично продолжают предметы айнского декоративно-прикладного искусства XIX - XX веков.

Ольга Коновалова, зав. отделом ДВХМ

В ТЕМУ:
Колыбели народов Дальнего Востока в собрании ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен