Акварельный живописец Гавриил Малыш в ДВХМ
115 лет назад 25 марта 1907 года родился замечательный ленинградский (петербургский) художник ХХ столетия — прекрасный живописец, рисовальщик, блистательный мастер пастели и особенно акварели, Гавриил Кондратьевич Малыш. Большинство поступлений в различные собрания работ этого мастера подарены вдовой художника, неутомимым пропагандистом его творчества Евгенией Ефимовной Малыш. В Дальневосточном художественном музее 12 акварелей мастера, 4 из них были переданы в дар в 1984 году.
Прежде всего Гавриил Малыш известен, как пейзажист. Большинство его произведений — это среднерусские пейзажи Валдая, Пскова, Поволжья, залитые солнцем пейзажи Крымского полуострова, мощные по звучанию горные пейзажи Кавказа и шахтерских поселков Донбасса, лаконичные, изысканные, полные поэзии, ленинградские пейзажи. От его пейзажей с цветущими яблоневыми, абрикосовыми и персиковыми деревьями веет пронзительной задушевностью и красотой. Пейзажи города на Неве с их приглушенной серовато-жемчужной гаммой, великолепно передающей очарование набережных рек, каналов, мостов города белых ночей, наполнены влажным воздухом и легкой дымкой. Остается только сожалеть, что петербургская тема художника не присутствует в собрании ДВХМ.
В своей любимой технике акварели Гавриил Кондратьевич постоянно экспериментировал, для каждого листа находя свою палитру, настраивая ее как тончайший инструмент. Художник чаще всего использовал прием «по-мокрому»: писал на влажной бумаге быстро и виртуозно а la prima, на одном дыхании, в один прием, когда в каждом прикосновении кисти должен нужно попасть в цвет, тон. Обладая прекрасной зрительной памятью, свои пейзажи-фантазии Гавриил Кондратьевич писал без подготовительного рисунка, лишь сверяясь с набросками в маленьких блокнотиках. Многие из этих миниатюрных рисунков привлекают своим мастерством, выверенностью композиции и цветовой гаммы. Или наоборот, чтобы достичь поразительной мощи и монументальности отдельных работ, мастер выбирает иную технику, иной прием: пишет корпусно, добавляя плотности красочного слоя, накладывая один слой краски за другим, добиваясь яркого, насыщенного, мажорного цвета.
Особой изысканностью по композиции и колориту отличаются его натюрморты, они чаруют своей необычайной сочностью, красотой и удивительной поэтичностью. Два из них — «Натюрморт с айвой», (1970 г.) и «Сахарный арбуз» (1972 г.), находились на не так давно прошедшей выставке акварелей из фондов нашего музея «Стихия краски и воды».
Произведения этого мастера поразительны по своей музыкальности. Гавриил Кондратьевич любил музыку, чувствовал ее глубинно. Наиболее близки ему были Л.В. Бетховен с его насыщенным, драматическим звучанием музыки и В.А. Гаврилин — музыка, которого отличалась особой чистотой и неповторимостью. Недаром он говорил, что «живопись и музыка во многом родственны; как композитор слышит музыку, ее ритм, так и художник должен иметь внутренний слух — чувствовать цвет и его ритм, то есть уметь «мыслить цветом». И Гавриилу Малышу это в полной мере удавалось.
Всех, кто хорошо знал Малыша, он поражал своей исключительной работоспособностью и самоотдачей: «… если он не брал кисть в руки хотя бы один день, то сетовал: день прошел зря». Мастер всегда работал с наслаждением, и это ощущение радости творчества в полной мере передается зрителю.
Гавриил Кондратьевич скончался 25 октября 1998 года на 92 году жизни.
Козарезова О.В., специалист по просветительской деятельности
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен