Примеры современного айнского искусства резьбы по дереву в ДВХМ
Коллекция Дальневосточного художественного музея насчитывает порядка 23-х предметов, атрибутированных по этническому признаку как айнские. Нелегка история этого народа. По последним археологическим сведениям, ещё с эпохи Дзёмон, длящейся с 13 000 лет до н. э. по 300 год до н. э., Японские острова уже населяли племена, занимавшиеся в основном охотой и рыболовством и владевшие керамикой с пятого тысячелетия до н. э. Антропологически эти люди были похожи именно на айнов.
В результате многовековой истории взаимовлияния двух культур: пришлой материковой и аборигенной — народа эмиси (одно из первых названий айнов), представители последней были ассимилированы или насильно вытеснены на о. Хоккайдо, Сахалин и Курилы.
На Сахалине, однако, айну издревле соседствовали с коренными народами острова и нижнего Приамурья, на Курильских же островах, кроме айну, вообще никто не жил. И практически все названия Курильских островов айнские.
После Второй Мировой как японские подданные айны попали под репатриацию. Советская администрация предлагала всем, кто пожелает, остаться на Сахалине, но остались только около 200 человек, большинство айну изъявило желание уехать из-за достаточно сильной японизации сахалинских айну (многие браки были смешанные айнско-японские); кроме того, у многих были родственники на Хоккайдо. Попадая под власть японского правительства, айну были вынуждены исполнять следующие запреты: им нельзя было разговаривать на родном языке, проводить обряды, наносить традиционные татуировки женщинам, позднее запрещалось заниматься традиционными промыслами в виде охоты и рыбалки и многое другое. Айнам давали японские фамилии. Большая часть айну — свыше 1000 человек отбыли на Хоккайдо в 1947—1948 годах, и к 1949 году на Сахалине осталось не более 100 айну. Вероятно, многие из них также вскоре покинули остров, потому что в 1979 году на Сахалине было зарегистрировано лишь три человека, у которых в паспорте в графе национальность значилось «айну». Тяжело пришлось курильским айнам, их всех поселили в заболоченные места Хоккайдо и заставили заниматься несвойственным им земледелием, из-за чего половина переселенцев погибла в первые годы. Сейчас в России около 90 человек на Камчатке зарегистрированы как айны, но в списке малочисленных народов России их народность отсутствует.
В Японии сейчас насчитывается около 25 000 человек, идентифицирующих себя как айны, и менее 1% из них являются носителями айнского языка. В результате навязывания японской культуры и ассимиляции никто не занимается традиционно присущим этому народу типом хозяйствования. А культура сохраняется в реконструктивно-развлекательном формате в виде этно-деревень, существующих для посещения туристов. В таких условиях декоративно-прикладное искусство тоже претерпело определённые изменения, что мы и рассмотрим на примере предметов из собрания ДВХМ.
Пять работ, созданные неизвестными мастерами: три декоративных панно с вырезанными профилями и две куклы — предметы второй половины ХХ в. Они были привезены из Японии и переданы музею в 2008 году Маргаритой Викторовной Осиповой, этнографом, специализирующимся на истории и культуре айнов. Эти предметы существенно отходят от традиции, хотя бы тем, что нарушают запрет на изображения людей. Созданные в с. Урокава на о. Хоккайдо, эти изделия, скорее всего, относятся к сувенирной продукции, направленной на туристический спрос, и отражают адаптацию современного народного декоративно-прикладного искусства к рынку и, в целом — к изменению традиционного жизненного уклада. На панно (главное фото, рис.1,2) представлены образы древнего народа, скорее всего, предков мастера, в элементах костюма читаются характерные паттерны айнского орнамента в виде лент, спиралей и фигурных ритмично повторяющихся скобок, мужское лицо покрыто густой растительностью. Куклы (рис.3,4) изображают мужчину и женщину в традиционных айнских халатах и головных уборах, однако орнамент на одежде — вольная фантазия автора. Покрашены куклы современным способом. Все пять предметов сделаны небрежно, наспех, по бороздкам видно, каким инструментом работал резчик, налицо явное поточное производство. О стремлении к высокой художественности и красоте, приведшей традиционную айнскую резьбу по дереву к сложной технике многогранной резьбы, в этих экспонатах не может быть и речи.
Особняком среди рассматриваемых в статье предметов стоит круглая скульптурка медведя (рис.5), которая, возможно, отсылает нас к древней традиции изготовления подобной ритуальной пластики и, возможно, свидетельствует о продолжении этого традиционного направления резьбы по дереву.
Сама скульптурка сделана тем же инструментом, что и куклы, и панно, но при этом видно, как мастер старался передать особенности анатомии чёрного азиатского (гималайского) медведя, фактуру его шерсти.
Информацию по медвежьим статуэткам из дерева можно подчерпнуть из статьи С.В. Иванова и М.Г. Левина, в которой приводится материал из Амуро-Сахалинской экспедиции Института этнографии Академии наук СССР 1947 года. В процессе экспедиции на юге Сахалина в заброшенных айнских деревнях были найдены 78 фигурок, датируемых не позднее начала ХХ века (т. к. их производство, как и всё, что касается медвежьего культа, было запрещено японскими властями с 1920-х). Среди найденных статуэток немалая часть имела достаточно реалистичную пластику и даже покрывалась медвежьей шерстью.
По словам информанта экспедиции, фигурки медведей были разного назначения и могли вырезаться в следующих случаях:
В случае успешной охоты на медведя, когда могли добыть медвежонка, которого до определённого возраста вскармливали в деревне для ритуального жертвоприношения в обряде «иоманте».
После обряда отправления медведя в Верхний мир (камуй-мусир), называемого айнами «иоманте», по окончании обряда участник, убивший медведя, должен был сделать фигурку животного.
Как мы видим, любые скульптурные изображения медведей наделялись в представлении аборигенов душой и имели сакральное значение, из-за чего применялись исключительно в обрядах и по определённым поводам и вряд ли могли изготавливаться на продажу. Однако, возможно, запрет на обряды, введённый японским правительством, не отменил потребности людей в самовыражении через творчество, пусть и не в исконном назначении.
Любая культура и заложенное в ней искусство всегда претерпевают изменения, исходящие от исторических процессов, влияющих на народ, продуцирующий эти самые культуру и искусство. Подобные изменения можно проследить через предметы ДПИ разных периодов одного отдельно взятого этноса. И увидеть такие предметы можно в качестве экспонатов на выставках в Дальневосточном художественном музее.
Антон Ковальчук, специалист по народному искусству ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен