Искусство коренных малочисленных народов Приамурья, само по себе являясь уникальным культурным явлением, достойным сохранения и дальнейшего развития, присутствует в фондах множества музеев Хабаровского края. Благодаря музеям традиции декоративно-прикладного творчества аборигенов Амура не только сохраняются, но и в формате выставок, экскурсий по фондам и другим мероприятий могут вдохновлять современных мастеров на создание новых шедевров как в традиционных, так и в более новаторских направлениях, сочетающих веяния нового времени и традиционные мотивы, берущие своё начало в глубокой древности.

Любое искусство — диалогично, оно всегда творчеством художников (в широком смысле слова) вступает во взаимодействие с внешним миром. В особенности — народное искусство, которое, как и язык, не существует отдельно от народа (являясь своего рода симбионтом этого народа), всегда восприимчиво к жизненному укладу своего этноса. Это отражается как на визуальных мотивах, так и на материалах и техниках, одни из которых исчезают за ненадобностью или в связи с утратой технологий, другие приобретаются или изобретаются.

И как и сам народ, искусство может отражаться в другом искусстве, произведения одного мастера могут вдохновлять других художников, мастеров иных жанров, становиться мотивами совершенно другой сферы эстетического бытия людей.

Отходя от абстрактных мыслеобразов, приведём конкретный пример взаимодействия аборигенной культуры и академической живописи. Таким примером может служить творчество художника Григория Виссарионовича Гусака (1900—1981). Это художник особенно близок Дальневосточному художественному музею тем, что являлся его научным сотрудником и с 1931 года выезжал с коллегами в районы Хабаровского края с целью собирания коллекции народного искусства за счет очередного отпуска, на собственные средства. В нанайских стойбищах Найхин, Дада, Дандон, Болонь, Джари, Нижние Халбы, а также в удэгейских стойбищах по р. Хор участники экспедиции фотографировали жителей в национальных одеждах, делали зарисовки предметов охоты, рыбной ловли, закупали лучшие предметы для музея, и таким образом в фондах музея появились вещи начала XIX века.

Такие экспедиции вдохновляли Григория Виссарионовича на написание живописных полотен, посвящённых аборигенам Приамурья и Приморья. Приведём некоторые работы, посвящённые этой тематике и хранящихся в фондах ДВХМ.

«Портрет молодого охотника» (рис.1), написанный в 1968 году по портретному эскизу Мирона Килендзюги — лучшего охотника села Гвасюги. Сам эскиз был написан с натуры в 1935 году. На портрете мы видим юношу на фоне природы, умиротворённое лицо которого гармонирует со спокойной погодой и лёгкой рябью на речной воде.

(рис.1) Г.В. Гусак - Молодой охотник

«Портрет Нюры Килендзюги — удэгейской художницы» (рис.2) написан в интерьере дома, где художница предстаёт в традиционном ярком наряде. Поступил портрет в коллекцию в 1935 году. А годом ранее из экспедиции в музей были привезены берестяные изделия авторства портретируемой: сосуд для сбора ягод (рис.3) и сумка для женских рукоделий (рис.4). Оба изделия богато украшены полихромным удэгейским орнаментом, они довольно часто появляются на тематических выставках музея.

(рис.2) Г.В. Гусак - Нюра Килендзюга - художница
(рис.3) Н. Килендзюга - Коробка «Сабульт»
(рис. 4) Н. Килендзюга - Сумка для рукоделий

Работа «Нанайская художница режет орнамент» 1932 года (рис.5) создана, скорее всего, не с натуры — героиня больше похожа на собирательный образ. Предметы декоративно-прикладного искусства, представленные на холсте, — это экспонаты ДВХМ. Причём халат, лежащий на переднем плане, — халат свадебный «сикэ» (рис.6), датируется второй половиной XIX века. Он поступил в ДВХМ из краеведческого музея, а приобретён был у Актанки Сайлы в 1928 году в экспедиции. Возможно, художник вообразил и изобразил сцену создания халата, а именно — вырезывание для него орнамента.

(рис.5) Г.В. Гусак - Нанайская художница режет орнамент
(рис. 6) Неизвестный мастер - Халат женский свадебный «Сикка»

Интересны Григорию Виссарионовичу были не только люди, но и природа, и культура местных аборигенов.

На работе «Забытые боги» 1967 года (рис.7) художник запечатлел деревянную ритуальную пластику: двух сэвэнов, по-видимому, брошенных в лесу. Работа отражает меняющееся отношение народов к традиционным верованиям: высокая фигура сэвэна изображает духа, чья функция была оберегать людей от оспы, с чем в ХХ веке прекрасно справлялась вакцинация.

(рис. 7) Г.В. Гусак - Забытые боги

Одиннадцать музейных эскизов Гусака, посвящённых видам Амура, говорят о том, что художник был впечатлён местными пейзажами и непосредственно великой рекой, вдохновляющей не только его, но и все проживающие по берегам «Чёрного дракона» народы.


  • Краткая биографическая справка:

Григорий Виссарионович Гусак родился 11 декабря 1900 года (п. Казакевичево, Хабаровский край) — живописец.

В 1917 году окончил Хабаровское реальное училище. Его наставником был художник С.Г. Ращенко. В 1921-1924 гг. учился на историко-филологическом факультете Хабаровского педагогического института. Профессионального художественного образования он не имел, поскольку занимался в вольных студиях рисунка.

До 1931 года преподавал черчение и рисование в школах Хабаровска. С 1931 года в качестве научного сотрудника Дальневосточного художественного музея выезжал в этнографические экспедиции в районы Хабаровского края, собирал этнографические коллекции. Он читал лекции, готовил доклады по изобразительному искусству, формировал уникальное этнографическое собрание предметов искусства коренных народов Приамурья.

С 1930 года был участником всевозможных выставок, в том числе выставок Ассоциации хабаровских художников (1930, 1938), выставки произведений московских художников (1936), Всесоюзной выставки молодых художников к 20-летию ВЛКСМ (Москва, 1939), а также дальневосточных краевых художественных выставок, проходивших в 1932-1935 гг. в Хабаровске, Благовещенске и Владивостоке.

С 1936 года жил в Москве, участвовал в различных художественных выставках. Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1950-е гг. был главным художником павильона «Сибирь» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

В 1974 году подарил Дальневосточному художественному музею 200 своих работ.
Скончался Григорий Виссарионович 19 августа 1981 года (г. Москва). Также его работы находятся в Государственном историческом музее, Музее революции и Российском музее этнографии в Санкт-Петербурге.

Антон Ковальчук, специалист по народному искусству ДВХМ

В ТЕМУ:
Примеры современного айнского искусства резьбы по дереву в ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен