Школьные каникулы в работах Дмитрия Романюка из коллекции ДВХМ
Летняя пора, наполненная бесконечными играми, встречами, ощущением свободы и беззаботности жизни, — пожалуй, одно из самых ярких и теплых детских воспоминаний у каждого из нас. Неслучайно столько «летних» произведений создано художниками в разные эпохи.
В собрании Дальневосточного художественного музея хранится немало посвященных лету и школьным каникулам живописных и графических произведений. Среди них выделяются работы хабаровского художника Дмитрия Андреевича Романюка (1932—1992), в которых особенно чувствуется радостное восприятие жизни, трепетное отношение к миру детства.
Романюк родился и получил начальное художественное образование в Приморье. Продолжил обучение в Харькове, после чего вернулся на Дальний Восток. Этот регион стал главным источником его вдохновения. В путешествиях на Чукотку и Курилы, Охотское побережье и Командоры художник не расставался с карандашом и блокнотом, чтобы затем его впечатления воплотились в графических листах.
Любимыми моделями Дмитрия Андреевича были дочери. Наблюдая за ними, за их детскими радостями и заботами, художник создавал множество композиций на тему детства. Дети на работах заняты простыми ребячьими делами: они играют на старом корабле, стоящем на берегу, рисуют, внимательно слушают сказки. Мир серии «Детство», населенный юными героями Романюка, — разноцветный и теплый. Неслучайно художник использует сочные плотные цвета, которые дают такие техники, как гуашь и темпера.
Картон «Малмыж» (главное фото), созданный Романюком в 1987 году, наполнен абсолютной гармонией человека и природы. С играющими на свежем воздухе детьми «дружат» свободно гуляющие группы животных — коровы, козы, свиньи. Группы детей и животных написаны в одинаковой светлой гамме, они словно растворяются в окружающем их пейзаже, становятся частью яркого мира природы, в котором они живут.
В «Конце лета» (1987, темпера, гуашь, рис.1) большая группа детей, уже уставших от бесконечного летнего отдыха, играет в спокойные, тихие игры. Они сидят на длинной скамье, словно птенцы на ветвях, и делятся своими впечатлениями о завершающихся каникулах. Деревья на заднем плане уже окрашены в осенние краски — они пестрят желтым, бордовым, коричнево-рыжим… У ног ребят лежат опавшие листья и вертятся вечные друзья — собаки.
Настоящим Островом детства предстаёт перед зрителем мир «Родного села» (1987, темпера, гуашь, рис.2), еще одной работы серии. Мы смотрим на село глазами юной художницы. Она пишет свою малую родину и видит её яркой, разноцветной, уютной.
К образу юной художницы Дмитрий Романюк обращался несколько раз, воплощая его и в карандашном рисунке «На этюдах» (рис.3), и в линогравюре «Рисунок с натуры» (рис.4), и в холсте «Село родное» (рис.5). Для всех этих работ характерно искреннее желание передать сосредоточенность и погруженность в процесс юного творца.
Все произведения Дмитрия Романюка, в которых главными героями выступают дети, наполнены светлым, трепетным и нежным отношением к ребенку.
Константинова Марина, специалист ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен