Илье Репину — 180 лет. Истории дружбы художника с деятелями искусства
В 2024 году празднуется 180 лет со дня рождения самого влиятельного художника и яркого представителя русской живописи XIX—XX веков — Ильи Ефимовича Репина. В честь этого события мы вспоминаем истории дружбы с людьми искусства в жизни художника через примеры живописных работ, которые хранятся в Дальневосточном художественном музее.
Илья Репин появился на свет 5 августа 1844 года в небольшом городке Чугуеве в Харьковской губернии. Будучи юношей 13 лет, он являлся подмастерьем в художественной мастерской, а в 16 лет уже стал частью кочевой артели иконописцев. В Академию художеств Репин попал не сразу, только после рекомендации художника Ивана Крамского, у которого юный Илья учился в рисовальной школе.
О своей первой встрече с Крамским Репин оставил памятные слова: «Так вот он какой!.. Сейчас посмотрел и на меня; кажется, заметил. Какие глаза! Не спрячешься, даром что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах; серые, светятся. Вот он остановился перед работой одного ученика. Какое серьезное лицо! Но голос приятный, задушевный, говорит с волнением... Ну и слушают же его! Даже работу побросали, стоят около, разинув рты; видно, что стараются запомнить каждое слово».
Дружба двух живописцев завязалась сразу и надолго. До самой смерти Иван Николаевич ценил талант Ильи Ефимовича и его дар художника. А Репин на всю жизнь сохранил для себя образ учителя, с чьим мнением он всегда считался и, несмотря на вспыльчивость своего характера, не смел даже спорить. В Дальневосточном художественном музее в постоянной экспозиции русского искусства есть работа кисти Ивана Крамского, которая расположена в одном зале с работами Ильи Репина.
Также в экспозиции находится работа Архипа Ивановича Куинджи, с которым Репин был почти земляком — Архип Иванович был родом из Мариуполя. Но встреча с Ильей Ефимовичем состоялась в Петербурге, куда оба приехали учиться живописи. Их общение сложилось во времена студенчества и носило характер товарищески-фамильярный. Случалось, что Репин мог назвать Куинджи «ленивый пацюк», однажды во время заседания в Академии художеств чуть не запустил в него чернильницей из-за своего вспыльчивого характера. Но при всем юношеском хулиганстве была и другая сторона отношений. Репин был глубоко убеждён: Куинджи — гений. Он готов был в любое время встать на защиту своего друга. «Иллюзия света была его богом, — писал Репин о Куинджи, — и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
Одним из добрых и верных знакомых Репина являлся Василий Дмитриевич Поленов. Они были одновременно друзьями и соперниками, поскольку соревноваться начали еще в Императорской Академии художеств. Вместе они отправятся в пенсионерскую командировку в Париж, где будут осваивать пленэр, а Репин напишет свою известную работу «Садко». Они станут частью Абрамцевского кружка, организованного известным меценатом Саввой Мамонтовым в Москве и в Абрамцеве. В 1901 году Поленов напишет Репину в письме: «Долго мы шли вместе, и я с радостью вспоминаю наши хорошие товарищеские отношения и твою искреннюю и теплую ко мне дружбу. В последние годы мы внешне как бы разошлись, но внутренно остались так же близки, как и прежде…». Работы художника Поленова также являются частью коллекции музея и экспонируются в одном зале с полотнами Ильи Ефимовича.
Почти с каждым из известных мастеров русской живописи XIX—XX веков Репина связывала история дружбы и творческие отношения: с И.Н. Крамским, В.Д. Поленовым, А.И. Куинджи, В.М. Васнецовым, Ф.А. Васильевым, Н.Н. Ге, А.П. Боголюбовым, И.И. Шишкиным, В.М. Максимовым, В.И. Суриковым и многими другими. Именно дружба Репина подарила нам живопись целой галереи портретов. Илья Ефимович будто бы прославил мир русского искусства, запечатлев одних из главных героев своего времени — живописцев.
Алина Савина, лектор-экскурсовод ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен