«Палех, говоря без преувеличения, единственное место в мире, где еще жива дивная сказка прошлых времен той поры русской культуры, когда ее искусство имело мировое значение».

А. В. Бакушинский

В настоящее время в Дальневосточном художественном музее работает выставка «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!..» (0+), посвященная 225-летию со дня рождения великого поэта. На ней экспонируются произведения изобразительного искусства, вдохновленные жизнью и творчеством Пушкина.

Среди палехских шкатулок на выставке выделяется одна, расписанная по мотивам романа в стихах «Евгений Онегин» (12+). Довольно большого размера, 18,5х25х5 см, она имеет надписи: «по рисунку И. Зубкова исполнил Д. Турин с. Палех 1940 г.» и № 1468.

Дмитрий Михайлович Турин родился 24 октября (5 ноября) 1899 года в Палехе. В 1900—1906 годах он учился в иконописной мастерской Н. М. Сафонова, самом крупном палехском иконном предприятии.

В Списке иконописцев, работавших в разное время в иконописных мастерских села Палех и близлежащих деревень, составленном Н. И. Голиковым, среди старейших художественных династий художников древней живописи перечислены и мастера Турины — Дмитрий Михайлович и Николай Михайлович.

В 1930 году Дмитрий Турин начал работать в Артели древней живописи, которая в этом же году вошла во Всекопромсоюз и стала называться Товариществом художников Палеха.

Мастерство художника оценено было и при жизни, и посмертно (умер он 30 июня 1945 года и был похоронен в Палехе): с 1933 года он участвовал в выставках разного уровня, работы его хранятся во многих государственных музеях России — Государственном музее палехского искусства, Всероссийском музее декоративного искусства, Ивановском областном художественном музее, Государственном Центральном музее современной истории России, во Всероссийском музее А. С. Пушкина «Мойка, 12». Его работы экспонировались на выставке, посвященной 95-летию палехской артели и открывшейся в 2019 году в Музее палехского искусства.

Тематика произведений Дмитрия Михайловича широка. Например, шкатулки «Увидели аэроплан» 1932 года (рис.1) и «Запись трудодней в колхозе» 1935 года (рис.2), хранящиеся в Государственном музее палехского искусства, отражают самые яркие явления 1930-х годов в новой Стране Советов.

(рис.1) Увидели аэроплан Гос. музей палехского иск.
(рис.2) Запись трудодней в колхозе. Гос. музей палехского искусства.

Часты в его работах сцены охоты — в Государственном музее палехского искусства хранится очешник «Охота на белку и охота на тетерева» 1931 года из (рис.3), фольклорные и жанровые сюжеты, портреты. Часто художник обращался и к литературным источникам — среди русских классических произведений наибольшим увлечением Д. Турина были книги Александра Сергеевича Пушкина, в том числе «Граф Нулин» (12+)(шкатулка 1934 года, Государственный музей палехского искусства) (рис.4), «Песнь о Вещем Олеге» (0+), «Барышня-крестьянка» (0+), «Руслан и Людмила» (0+), «Станционный смотритель» (12+).

(рис.3) Очешник Охота на белку и охота на тетерева. Гос. музей палехского искусства
(рис.4) Граф Нулин. Музей ДПИ

Лаковая шкатулка из собрания Дальневосточного художественного музея по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» демонстрирует достоинства лучших произведений палешан, отмеченных специалистами: «Связь палехской живописи с поэтическим текстом, — пишет Л. Л. Пирогова в своей работе «Русская лаковая миниатюра», — одна из важных художественных традиций искусства Палеха с его условным художественным языком, идущим от иконописной традиции, совершенством техники, утонченными приемами, колористическим и фактурным богатством, удивительной красотой завершенности, ведущей в глубину тысячелетий, к истокам античной культуры».

А.А. Фролова, специалист ДВХМ 

В ТЕМУ:
Портрет княгини неизвестного художника XVIII века в коллекции ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен