27 сентября в залах Дальневосточного художественного музея начинает работать выставка «Когда я вернусь…» (12+).

Данный выставочный проект подготовлен и реализован по инициативе Фонда наследия русского зарубежья в рамках Всероссийского фестиваля «Русское зарубежье: города и лица». На выставке представлены произведения из фондов Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск) и Музея изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре).

Как правило, под русским зарубежьем понимается эмиграция российских граждан после известных событий 1917 года. Однако уже начиная со второй половины XVIII века некоторые художники, уезжая в Европу, оставались там до конца своей жизни. Считается, это было связано с пенсионерскими поездками, когда лучшие выпускники Академии художеств получали возможность совершенствовать свое мастерство на Западе.

А.А. Соколов - Последние шаги по Родине

В 1848 году, во время революционных событий в Западной Европе, царь Николай I издал распоряжение об обязательном возвращении на родину всех россиян, находившихся в то время за границей. Но некоторые отказались вернуться. Среди них был Сильвестр Щедрин, блестящий пейзажист, мастер живописи на открытом воздухе.

Ю.А. Жарких - Едение телефона

В XIX веке поездки художников за границу стали более доступны, в том числе и в материальном плане. Многие живописцы уезжали в Европу за свой счет и оставались там по разным причинам: состояние здоровья, желание жить и работать в центре художественной жизни, который к тому времени переместился во Францию, или определенные свободы, установившиеся в европейском сообществе. Замечательный маринист А.П. Боголюбов, проживающий с определенного времени в Париже, как и многие другие художники — «невозвращенцы» связи с родиной не терял, тосковал о России и всячески опекал русских художников. И завещал свое тело похоронить в Петербурге.

Самый массовый исход жителей Российской империи произошел в период 1917-1920 годов. Те, кто не уехал или не был выслан сразу после революции, какое-то время еще пытались примириться с новой реальностью и преодолеть кризис идентичности.

Избавление от иллюзий пришлось на 20-е годы. Этап переосмысления прошел. Враждебная среда так и осталась чужой и непонятной для многих мастеров, имевших популярность не только в России, но и в Европе. В первую очередь это коснулось художников творческого объединения «Мир искусства» — Бенуа А., Добужинского М., Сомову К. С их неприятием идеологии и любой тенденциозности в искусстве был, безусловно, чужд мир лозунгов и знамен. Большинство художников, оказавшихся вне России в этот период, поездив по Европе, осели во Франции, в Париже и на побережье.

О.Я. Рабин  - Alors_ je suis alle la tuer. (Итак_ я пришел ее убить)

Следующая волна эмиграции связана со Второй мировой войной. Кто-то уезжал добровольно, кого-то насильно увозили с оккупированной территории. Так, Анатолий Соколов в 1942 году, боясь за свою семью и опасаясь высылки его сына на принудительные работы в Германию, замаскировавшись под раненого румынского солдата, пересекает границу СССР с Румынией. Семь месяцев его спустя семья оказалась в Швейцарии.

Д.М. Шемякина - Натюрморт с арбузом

Вторая по масштабу эмиграция пришлась на брежневскую эпоху, на так называемые «застойные» времена. Как ни банально это прозвучит, но мотивом к столь массовому исходу стало желание свободы. Свободы творить, свободы участвовать в выставках, свободы интегрировать в международное культурное пространство. Все то, что на тот момент было невозможно получить в родной стране. Отличительной чертой этого периода было и то, что не все художники уезжали по собственной воле. Многие были высланы и лишены гражданства. Это в первую очередь были яркие представители андеграунда: М. Шемякин, И. Захаров-Росс, О. Рабин.

Андрей Толстой, искусствовед, специалист по русскому зарубежью, писал «…выходцы из России оставили свой след в искусстве буквально всех континентов (за исключением разве что Антарктиды)».

В.Е. Кропивницкая - Старые деревья

На выставке вы увидите работы художников, в разные годы и по разным причинам покинувших родные палестины. За каждой картиной непростая, зачастую трагичная судьба. За каждой картиной — не только большой труд профессионального мастера, но и откровение, желание вовлечь вас, зрителей, в разговор о вечном и важном.

 Коновалова О.Г., зам. директора ДВХМ

В ТЕМУ:
Бюст молодой женщины в экспозиции ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен