Картины Алексея Боголюбова, моряка и художника, в коллекции ДВХМ
На выставке «Когда я вернусь…» (0+), которая проходит сейчас в Дальневосточном художественном музее, представлены работы русских художников, в разное время покинувших родину. В XIX веке многие живописцы уезжали в Европу по разным причинам: пенсионерские поездки от Академии художеств, состояние здоровья, желание жить и работать в центре художественной жизни, который к тому времени переместился во Францию, определенные свободы, установившиеся в европейском сообществе.
Одним из них был замечательный маринист Алексей Петрович Боголюбов, который называл себя моряком-художником. В его жизни действительно было две страсти — море и живопись.
Алексей Петрович родился 16 марта 1824 года в селе Померанье бывшей Новгородской губернии. Отцом его был отставной полковник Пётр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью — Фёкла Александровна Радищева, дочь русского революционера-демократа XVIII века А. Н. Радищева, известного автора «Путешествия из Петербурга в Москву». Боголюбов рано лишился отца, вместе с братом он поступает в Санкт-Петербургский пажеский корпус. Затем были морская рота Александровского Царскосельского корпуса, Морской кадетский корпус. Уже тогда Алексей в начал заниматься живописью. Будучи подростком «отчаянной весёлости и озорного нрава», в учебе и в работе над своими рисунками он был усерден и трудолюбив. Во время учебных плаваний по Балтике будущий моряк исполнил множество морских пейзажей.
Закончил учёбу в звании мичмана с назначением на 92-х пушечный корабль «Вола». Вскоре как искусного рисовальщика его перевели на бриг «Усердие», который совершал опись берегов Балтийского моря. Зарисовки, сделанные А. Боголюбовым с изумительной точностью, вошли в ряд навигационных пособий для мореплавателей. В это время на начинающего художника очень сильное влияние оказал Иван Константинович Айвазовский. Подражая ему, он написал несколько прекрасных морских пейзажей с кораблями, например «Пароходофрегат Камчатка».
В 1849 году Боголюбов был в числе офицеров корабля «Камчатка», сопровождавшего на Мадейру герцога Максимилиана Лейхтенбергского, который был президентом Академии художеств. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру серьезно заняться живописью — «Желаю Вам счастья и науки, и чем быть дюжинным офицером, будьте художником, кажется, вы тут вновь успеете».
И вот почти в тридцать лет Боголюбов резко и неожиданно для многих меняет жизнь: он решает посвятить себя искусству. Поступает в Петербургскую Академию художеств. Император Николай I дал разрешение лейтенанту А. Боголюбову на учебу в Академии Художеств, без увольнения его от службы, так как у офицера не было иных средств к существованию, кроме казенного жалования. Одним из его педагогов в Академии был профессор-пейзажист Максим Никифорович Воробьев. Моряк Боголюбов, прекрасно знакомый с перспективой, т.к. во время службы ему приходилось чертить планы, благодаря учителю совмещает эти знания с живописностью.
Алексей Петрович закончил Академию в 1853 году с золотой медалью 1-го достоинства, получил право на пенсионерскую поездку и был назначен художником главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе, знакомясь с европейскими художниками — в Женеве пользовался советами знаменитого Александра Калама; в Париже работал в мастерской Эжена Изабэ; в течение двух лет учился в Дюссельдорфе у Андреаса Ахенбаха.
У каждого учителя он что-то брал, вырабатывая свой индивидуальный стиль. В поездке он работает над картинами о Крымской войне, заказанные ему императором Николаем I. Моряк по профессии, он досконально знал корабли, и изображая батальные сцены, достоверно показывал военные суда и не допускал просчетов ради внешних эффектов. В 1860 г. возвращается в Петербург и устраивает в залах Академии выставку, имеющую огромный успех. Особенное внимание публика обратили на картины «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Картины были приобретены Александром II, а автору их было присвоено звание профессора Академии Художеств.
Александр II заказал А. Боголюбову новую серию картин по истории морских сражений России, начиная от Гангутской победы Петра Великого. В 1865 году художник начинает работу. С началом очередной русско — турецкой войны в 1877 году Боголюбов едет на театр военных действий и пишет ряд картин — эпизодов войны.
По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов плавал по Финскому заливу и шхерам, изображал берега и промерял места портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море.
Последние годы Боголюбов жил в Париже. Там, благодаря его инициативе, было создано общество взаимного вспомоществования русским художникам. Среди опекаемых им российских пенсионеров были И. Репин, В. Поленов, К. Савицкий, В. Верещагин и др. Алексей Петрович вынужден был жить во Франции из-за болезни сердца, но ежегодно летом он приезжал в Россию, где активно участвовал в художественной жизни столицы. Он стал связующим мостиком между европейской культурой и русской художественной средой. Художник экспонировал свои произведения преимущественно на передвижных выставках, и был очень активным деятелем Товарищества передвижных художественных выставок.
Боголюбов стал основателем первого в России общедоступного провинциального художественного музея. Он передал своему родному городу Саратову принадлежащую ему коллекцию произведений искусства с пожеланием открыть музей с правом свободного входа в него для всех желающих и назвать его в память своего деда А. Н. Радищева. Музей, носящий ныне название Государственного художественного музея имени А.Н. Радищева был открыт в 1885 году.
Умер художник в Париже в своей мастерской 07 ноября 1896 года, но тело его привезли в Россию и похоронили в Петербурге.
Боброва Е.А., сотрудник научно-просветительского отдела ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен