В выставочном зале Дальневосточного художественного музея открылась выставка, посвященная одной из самых значимых и больших строек страны ХХ века — Байкало-Амурской магистрали (0+).

В 1974 году Байкало-Амурская магистраль — БАМ, был объявлен всесоюзной комсомольской стройкой. Именно в этот год от Байкала и до Тихого океана навстречу друг другу двинулись бригады строителей, чтобы спустя 10 лет, уложив больше 3000 километров рельсов, встретиться посередине, на разъезде Балбухта.

Вместе с первопроходцами-строителями дорогами БАМа шли и художники. Испытывая те же бытовые лишения и трудности, что и строители магистрали, они стремились запечатлеть, сохранить и донести до современников и потомков подвиг того времени. Сегодня листы графических серий Вячеслава Кубарева, Александра Гурикова, Валерия Смирнова, Владимира Амельянчика, Виктора Артеменко воспринимаются зрителем как факты бамовской истории, страницы летописи сурового десятилетия, овеянного романтикой, наполненного трудом и мужеством всех участников тех событий.

Конечно, основные сюжеты живописных и графических произведений о стройке века были посвящены героическому труду. Именно таковы жанровые работы Чувахина Николая «БАМ. 209 км», Бруни Ивана «Ночная вахта» и другие.

При этом многие художники продолжали работать в привычных стилях и жанрах. Пейзажисты делали основной упор на изображение тайги, портретисты писали водителей, строителей, крановщиц и штукатурщиц. Байкало-Амурская магистраль и все люди, работающие там, становились источником вдохновения для художников. Силами изобразительного искусства создавался вдохновляющий образ стройки.

А.В. Гуриков -  Идут поезда

Первыми в процесс создания художественной летописи стройки включились художники Сибири и Дальнего Востока. Хабаровский график Александр Гуриков (1941—2005) создал после поездки несколько серий офортов «БАМ-75», «На земле Дальневосточной», «Хроники таежных горизонтов», выполненных с использованием приемов монтажной графики. В его листах хорошо видно понятное желание автора вместить в каждую работу всю массу происходящих на его глазах событий. Это создает эффект необычайно сильного и драматического напряжения в цветных гравюрах Гурикова.

Художников старшего поколения — Владимира Торгашина, Ивана Петухова, Галину Кабанову, Григория Зорина — больше интересовала тема контактов человека и природы. Герои их набросков, этюдов и живописных полотен — геологи, землепроходцы, воины-железнодорожники, водители трелевочных машин — окружены пейзажем и объединены его величием.

Г.С. Зорин - Тишина («Пейзаж»)

Созданные по мотивам поездок большие живописные произведения, дорабатывались в мастерских и опыт погружения в бурлящую жизнь БАМа чувствуется в них до сих пор.

Строительство Байкало-Амурской магистрали стало не только крупным инфраструктурным проектом страны, но и явлением, обогатившим художественную жизнь страны, давшим множество как литературных, так и музыкальных, драматических и живописных произведений.

Образы героев — строителей магистрали, их будни и праздники, покоренные человеком таежные уголки можно увидеть на выставке в зале Дальневосточного художественного музея до конца ноября 2024 года.

Людмила Козлова, искусствовед ДВХМ

В ТЕМУ:
Картины Алексея Боголюбова, моряка и художника, в коллекции ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен