Не за горами сезон дорожных работ. В этом году в Хабаровске планируют привести в порядок больше тридцати трёх километров автотрасс. Главное требование, которое предъявляют к подрядным организациям представители администрации, ОНФ и Росавтодора – высокое качество материалов и производства работ. Для контроля вырубки из дорожного полотна направляют в специализированные лаборатории, на проверку. Одна из таких лабораторий работает в Тихоокеанском государственном университете. испытательная лаборатория

Геннадий Маркелов, директор департамента инновационной политики и разработок ТОГУ, кандидат технических наук

— В соответствии с ГОСТом и СНИПами подрядная организация должна предоставить на проверку не менее трёх вырубок с одного километра дорожного покрытия, — говорит Геннадий Маркелов, директор департамента инновационной политики и разработок ТОГУ, кандидат технических наук. — В сезон каждый день мы проверяем больше десятка образцов. Наша лаборатория была открыта при университете в 1991 году. Сначала это была учебная лаборатория, потом мы стали выполнять заказы реального сектора, производственные заказы, проводить научные исследования. В 2003 году лаборатория стала федеральным испытательным центром строительных материалов, мы получили аккредитацию и право работать на федеральных, региональных объектах высокой сложности, высокого уровня. испытательная лаборатория

У производителя работ всегда есть искушение удешевить строительство, применить более дешёвые материалы, менее прочные и долговечные, говорят специалисты испытательной лаборатории ТОГУ. Асфальтобетон бывает разным, и тот, что можно положить на тротуар, не годится для использования на автодорогах, где каждый день проходят колонны большегрузов. Чтобы строительство получилось качественным, и дорога не разрушалась, проверяют, какой материал укладывают в основание дороги: щебень, песок, битум. Испытания проводят по нескольким сотням параметров, смотрят содержание влаги в материале, морозоустойчивость, прочность. испытательная лаборатория

Алексей Парфёнов, директор испытательного центра строительных материалов ТОГУ

— В лаборатории мы проверяем не только дорожников, но и строительные компании, — говорит Алексей Парфёнов, директор испытательного центра строительных материалов ТОГУ. — Образцы с нарушение встречаются. Это рабочий процесс. Бывают различные ситуации в производстве, когда нарушен в силу тех или иных причин режим укладки, например, режим застывания бетонов. Когда не выдержан температурный режим, не выдержано пропорциональное соотношение компонентного состава. Бывает, обнаруживается, что щебень в бетон положили одинаковой фракции, а это недопустимо, потому что это может создать пустоты в бетоне, понизить его качество и устойчивость. В таком случае это всё здесь выявляется, и выдаются отрицательные протоколы.

Чтобы определить прочность материала, его стараются разрушить. В лабораториях ТОГУ установлено несколько гидравлических и механических прессов. Подготовленный из вырубки образец помещают на площадку пресса и выявляют предел прочности. Образец должен разрушиться не менее чем за двадцать секунд.

— Важным этапом всякого испытания является определение характера разрушения образца, — продолжает Алексей Парфёнов. — Вот мы установили под пресс бетонный кубик, нагрузка пресса двести тонн, это полная шкала пресса, сейчас на бетонный образец действует порядка пятидесяти тонн. Классическое разрушение образца - это когда образуется двутавр. То есть нагрузка идёт равномерно. Образуется такое двутавровое сечение образца. Это, с одной стороны, говорит, что испытания проведены корректно, нагрузка приложена центрально к образцу, он равномерно нагружался, и поэтому результаты, полученные в результате это испытания, будут достаточно объективны.

Песок тоже проходит испытания в лаборатории ТОГУ.

Мелкий песок приводит к удорожанию конечного продукта, говорят специалисты, будь то бетон для строительства зданий или асфальтобетон для дорожной одежды. Всё потому, что туда приходится добавлять большее количество вяжущих материалов - того же битума, гипс, известь, цемент. К тому же это может понижать долговечность конечного материала. В Хабаровске в основном добывают мелкий песок, и, чтобы выйти из положения, строители добавляют к нему более крупные фракции.

испытательная лаборатория

— Наш центр является независимым, ни с кем не аффилирован, — говорит Геннадий Маркелов, директор департамента инновационной политики и разработок ТОГУ, кандидат технических наук. — Это единственный центр с госаккредитацией в Хабаровском крае. Мы аккредитованы только на то, чтобы взять материал и проверить, каков он. И выдать заключение. А соответствует ли бетон марке, заявленной в проектной документации, и стоит ли в дальнейшем его применять – решать заказчику. И ответственность за использование такого материла при строительстве дороги или здания тоже несёт заказчик.

Так делают вырубки для проверки в лаборатории

Как известно, к 2026 году в Хабаровске собираются построить межвузовский кампус. ТОГУ готов принимать участие в контроле за ходом строительства, и проводить испытания используемых материалов – от арматуры до бетонов – в собственных лабораториях испытательного центра.

Сейчас в лаборатории трудятся над новым проектом: проводят испытания отходов металлургического производства с комсомольского завода «Амурсталь».

В начале января в центр Тихоокеанского государственного университета поступила партия шлака различных фракций. Специалистам предстоит выяснить, где можно использовать этот материал.

— За почти восемьдесят лет работы на заводе накопилось восемь миллионов тонн шлака, — говорит Алексей Парфёнов, директор испытательного центра строительных материалов ТОГУ. — Там в конце прошлого года поставили магнитный сепаратор, металл вновь пойдёт в переплавку, а шлак можно использовать при производстве дорожных работ, для отсыпки дорожной подушки, например, в приготовлении неорганического бетона, и в каких-то, соответственно, конструкциях. Когда будут проведены испытания, подобное заключение будет выдано собственнику, тогда он уже сможет начать реализацию этого материала. Посмотрим, что выйдет сейчас, ведь три года назад они уже привозили шлак с «Амурстали», но получили заключение, что в материале слишком много металла, и использовать его в таком виде не рекомендуется.

Мария Полякова Фотографии: Дмитрий Волков


  • Высокая зарплата и мастерство: как проходят практику студенты Автодора? - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен