В Хабаровске прошел региональный этап Всероссийского конкурса «Инженеры транспорта» 2024 (12+) для школьников от 13 до 18 лет. Проект был инициирован президентом России Владимиром Путиным на IV Железнодорожном съезде в декабре 2023 года.

Конкурс направлен на популяризацию инженерного творчества детей и молодежи, а также выявление и поддержку тех, кто проявил выдающиеся способности в научно-технической области. Кроме того, он предоставляет возможность молодым талантам продемонстрировать свои знания и навыки в области транспортного проектирования, инновационных технологий и решения актуальных задач в сфере транспорта.

Главным организатором выступили ОАО «Российские железные дороги» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» и «Движение первых». Региональным оператором мероприятия на Дальнем Востоке стал Центр технического и цифрового образования «ТЕХНО-IT-куб» РМЦ.

— Уникальный проект сегодня стартует в городе Хабаровске «Инженеры транспорта», который впервые проходит на Дальнем Востоке. Сегодня собрались представители железнодорожных предприятий, центры дополнительного образования, Кванториумы, РЖД лицеи из Еврейской автономной области, Сахалинская области, Приморья, Хабаровского края и Камчатки, — отметил Заместитель начальника железной дороги (по кадрам и социальным вопросам) Андрей Ваулин.

Заместитель начальника железной дороги (по кадрам и социальным вопросам) Андрей Ваулин

Состязание проводилось в инженерном направлении в шести треках: Автоматизированный склад, Детектор состояния человека, Безопасность железнодорожных перегонов, Робот-стюард для поезда ВСМ, Чистые пути и Бесшовный навигатор.

Свыше ста конкурсантов и их наставников из центров цифрового образования, технопарков «Кванториум», лицеев РЖД и средних общеобразовательных школ из Приморского и Хабаровского краев, Камчатки, Сахалинской и Еврейской автономной областей собрались, чтобы представить свои проекты. А специально приглашенные эксперты строго и компетентно их оценивали. Помимо оценок, специалисты из железнодорожной области, среди которых были как педагоги ДВГУПС, так и представители РЖД, давали ценные рекомендации по доработке проектов.

Разработки получились разнообразными: от специальных программ, которые распознают эмоции с помощью веб-камеры, до собранного робота, который умеет говорить, двигаться и также распознавать эмоции. Кроме того, на конкурс представили проекты роботов-стюардов, которые могут раздать пассажирам свежую прессу, подать вкусную булочку и плед. А также приложения по навигации в городской среде и внутри зданий, концепции беспилотных летательных или наземных аппаратов для обеспечения безопасности железнодорожных переездов и устройства оповещения рабочих на железнодорожных перегонах и устройства по улучшению работы в складских помещениях.

Помимо конкурсной части, для подростков была организована интерактивно-развлекательная программа, где они могли на мастер-классах попробовать свои силы в управлении электровозом, порисовать 3d ручкой, поработать с графическими планшетами и специализированными программами, познакомиться со специальностями в железнодорожной сфере. А также ребята проверяли свои знания и эрудицию на игре «РЖД КВИЗ», в процессе которой их проверяли на знания кино, мультфильмов, музыки и литературы. Конечно же, все вопросы были на железнодорожную тематику. В это время для наставников прошел круглый стол, где они обсудили важные вопросы конкурса.

Второй день мероприятия стал экскурсионным. Конкурсантов и их наставников ждала насыщенная познавательная программа, в рамках которой они посетили учебные учреждения, связанные с железнодорожным транспортом и профессиями, близкими к ним. Среди них были: Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций, Дальневосточный государственный университет путей сообщения и Дальневосточная детская железная дорога.

В Дальневосточном учебном центре профессиональных квалификаций для ребят провели экскурсию по учебному полигону и рассказали, как на практике осваивают профессии машиниста и помощника машиниста, дежурного по переезду, электромонтеров, монтеров пути, обходчиков и многие другие. Узнали много интересного и про историю железнодорожного транспорта, локомотивы и двигатели, колесные пары и трансформаторы, о строении железнодорожных переездов.

После ребята посетили учебные классы, где на специальных симуляторах ощутили себя настоящими машинистами и попробовали себя в роли кодировщиков, дежурного по переезду и другие профессии. И увидели учебный макет новейшего в России электропоезда. А также узнали, что помощником машиниста теперь могут стать не только молодые люди, но и девушки. Сейчас в Хабаровском крае работают три помощницы машиниста и одна стажируется.

Александр Знароченков, наставник участников, отметил: «Мы с детьми, участвовавшими в соревнованиях «Инженеры транспорта» ездили на экскурсию. Первой точкой был Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций. Там нам рассказали об устройстве разных типов поездов, их составляющих и о тренажёре для работы на высоте. Второй точкой экскурсии был ДВГУПС. В нем нам рассказали о работе энергетика, провели мастер-класс по управлению поездом на симуляторе. И в конце дня мы поехали на детскую железную дорогу, на которой нам дали попробовать себя в роли водителя погрузчика, рассказали об истории развития железной дороги в России и еще раз дали закрепить знания на симуляторе машиниста. Детям очень понравились симуляторы и мастер-классы. Надеемся, нам еще удастся поучаствовать в таких больших мероприятиях, как «Инженеры транспорта».

В Дальневосточном государственном университете путей сообщения ребята познакомились с институтами, которые работают на базе университета и побывали в лабораториях энергетиков и железнодорожных специалистов. Понаблюдали за опытами с электричеством, которые очень впечатлили молодых инженеров, и проехались в реальном времени на тренажерах различного типа электропоездов. Кто-то в сторону Комсомольска-на-Амуре, кто-то во Владивосток, а некоторые пытались добраться до Москвы. Но, к сожалению, за короткое время экскурсии сделать это было сложно. О чем, конечно же, долго сокрушались подростки, пока не доехали до следующей точки маршрута.

Дальневосточная детская железная дорога удивила своим оснащением: уникальным симулятором поезда, которого нет ни в учебном центре, ни в ДВГУПС, а также симулятором погрузчика. Его опробовали все желающие. Конечно, не обошлось без сбитых шлагбаумов и упавшего груза. Также ребят впечатлил движущийся макет железной дороги, который хоть и в малом формате, но красочно показывает работу этого вида транспорта. На этом вдохновленные участники отправились по домам. Кто на автобусе, а кто на поезде или самолете, дорабатывать свои проекты и делать инженерный мир лучше и совершеннее.

Участие в таком конкурсе — отличная возможность для общения с профессионалами в области инженерии и транспорта, что может оказать положительное влияние на выбор будущей профессии. Кроме того, работа над проектами помогает детям и подросткам развивать критическое мышление, креативность и навыки командной работы.

По итогу конкурса победителями стали две команды из Хабаровска, которые представляют центр «ТЕХНО-IT-куб», команда ребят из Кванториума города Комсомольска-на-Амуре, Мобильного «Кванториума Камчатка» и Кванториум города Биробиджана.

Юные чемпионы регионального этапа получили денежные сертификаты на доработку проектов, и теперь их ждет федеральный отборочный этап. Финал конкурса «Инженеры транспорта» 2024 пройдет в феврале 2025 года в Екатеринбурге.

В ТЕМУ:
«Я никогда не ставила двойку!» — секреты педагогики от заслуженного учителя

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен