Как со школьной скамьи выбирают профессию особенным детям
Нестандартные уроки, которые направлены на поиск будущей профессии, теперь доступны ученикам школы-интерната №5. Там открылся центр профессиональных компетенций. Для этого завезли современное оборудование, на котором будут заниматься ученики с интеллектуальными нарушениями. Зачем им колёса, песок, зеркало и беговая дорожка – рассказываем и показываем с места событий. современная школа 2021
О том, что было и стало
Три с половиной года назад мы уже ездили в школу-интернат №5 на ул. Краснореченской, 21. Тогда нам рассказали о том, как преподаватели отвоевали учреждение от закрытия и заставили признать общество, что все дети с интеллектуальными отклонениями обучаемы.
В этом году школе-интернату №5 исполнилось 58 лет. В ней учатся 350 учеников в одну смену и в пятидневную учебную неделю. Здесь также проживают ребята из близлежащих с Хабаровском населённых пунктов. И с этого года образовательный процесс для учащихся изрядно обновился.
По словам директора Светланы Налескиной, в школе всегда уделяли внимание развитию у детей профессиональных навыков. Их давно учат столярному, штукатурно-малярному, гончарному, швейному делам и растениеводству. Но появились новые направления подготовки – это «Клининг», «Ситифермерство» и «Шиномонтаж». На это дело выделили чуть больше семи млн рублей в рамках реализации региональной программы «Современная школа», которая входит в нацпроект «Образование».
Три новых направления выбрали с учётом потребности на рынке труда. Это позволит выпускникам школы сначала поступить в учреждения среднего профессионального образования, затем получить рабочую специальность и быть востребованным работником. Как это происходит на практике, если на уроках учатся дети с разной степенью интеллектуальной неполноценности?
О трудоустройстве
– Есть трудовые профили, которые помогут детям организовать только своё жизненное пространство. Потому что мы понимаем, что не все наши выпускники смогут получить профессию и быть трудоустроенными без сопровождения. Эти ребята будут самозанятыми и организуют трудовое пространство там, где живут. У нас существует такой предмет как домоводство. На этих занятиях учат готовить и ухаживать за жилищем, одеждой, обувью.
Есть трудовые профили для ребят, которым только поначалу трудно учиться. Это, например, такие профили как гончарное дело. Получив там знания, они могут в седьмом-восьмом классе перейти к изучению более сложных трудовых навыков в других мастерских – столярная, штукатурно-малярная.
Что касается новых профилей – клининг и шиномонтаж, то ребята и там смогут обеспечить себя самозанятостью, имея первоначальные умения и знания о том, как устроена шиномонтажная и клининговая мастерская. Цель – сформировать навыки в отдельных операциях. Ученик будет уметь делать не всё, но он будет способен выполнить одну операцию в этом процессе, – сказала руководитель учреждения.
А такую профессию как ситифермерство так и вовсе можно освоить на дому. Это подобие домашней фермы с определёнными гидропонными установками, которые позволят вырастить, например, овощи и потом их продать.
С расширением направлений в школе-интернате №5 появился региональный ресурсный центр. Это значит, что дети с других школ Хабаровска тоже смогут развить здесь свои профессиональные навыки. А пока мы заглянем в классы и узнаем, насколько эффективно закупленное оборудование.
Об усидчивости восьмиклассницы
В кабинете по гончарному делу трудятся шесть мальчиков и девочек, урок ведёт учитель Светлана Гусаченко, а наблюдает за процессом мама одной из учениц. В силу разного уровня развития некоторые дети делают объёмные фигурки, а другие – плоские. К каждому ученику здесь находят индивидуальный подход.
– Сегодняшний урок – это мастерская Деда Мороза, где мы изготавливаем новогодние сувениры. В рамках реализации региональной программы нам пришли агрегаты, которые повторяют весь технологический процесс гончарного и керамического дел. Это так называемая мини-фабрика по выпуску гончарных изделий, – рассказывает учитель трудового обучения Светлана Владимировна.
Она показывает нам возможности новой интерактивной доски и проектора. На экране демонстрируются обучающие ролики по народным промыслам, а на заднем плане слышна музыка без слов. Оказывается, что лепка требует терпения, а мелодии улучшают общее эмоциональное состояние ребёнка. Это подтверждает мама одной из учениц.
– Моя дочь Юлия Острикова учится в восьмом классе и занимается профориентацией в гончарной мастерской. У нас ментальные нарушения, умственная отсталость и как следствие когнитивного отклонения – мышечная слабость рук. Характер моей дочери зависит от настроения. Она не отличается особой усидчивостью, но на занятиях в этой мастерской стала более спокойной и внимательной.
До этого мы пытались заниматься швейным делом, но у нас не вышло. Нам сменили профиль и определили сюда. Глинотерапия очень благотворно влияет на детей с ОВЗ – развивается мелкая моторика рук и интеллект. Сначала у нас всё получалось скомкано, но спустя два года мы стали делать гораздо лучше, – рассказала нам Татьяна Острикова.
Далее нам показали, самый популярный среди девочек, трудовой класс по швейному делу. Лучшей ученицей в классе является Александра, она помогает тем, у кого не получается. В кабинет закупили новые швейные машины, гладильную систему, зеркало в полный рост и мужской манекен. Сегодня девочки повторяли машинные швы, готовясь в ближайшее время шить постельное бельё. Об этом нам рассказала учитель трудового обучения Ольга Поладашвили.
О физкультуре и песочном столе
Участие в нацпроекте позволило учреждению также оснастить классы допобразования. Поэтому мы отправляемся в более подвижный кабинет по адаптивной физкультуре. Учитель Александр Панченко, не отвлекаясь от работы с детьми, показывает новые «снаряды», которые получил для своих уроков.
– Это тренажёр для детей с ДЦП, где есть различные скоростные режимы. Он оснащён другими поручнями и работает чуть медленнее, чем обычная беговая дорожка. Ещё у нас появился велотренажёр с разными скоростями, он может замерять пульс ребёнка, скорость и дистанцию. Потом есть другой небольшой тренажёрчик, тоже для детей с ДЦП. Он с автоматической программой, которая помогает крутить педали. Его главная цель – развить мышцы ног. И вторая дорожка – она более спортивная с 12 скоростями. На ней занимаются ребята, которые могут переходить на бег, – рассказал Александр Антонович.
Помимо технических средств в кабинет также купили новые фитболы и баскетбольное кольцо. Дети не бегают с мячом, они пробуют себя на меткость и ловкость. До этого ребята занимались только разминкой и упражнениями и, как мы поняли, практически в пустом классе.
В кабинете для изобразительного искусства тоже большое пополнение. Раньше это был просто класс с партами на первом этаже. Но сейчас это другой новый кабинет с новыми партами и мольбертами. современная школа 2021
Учитель ИЗО Анна Самохина рассказывает, что сюда закупили 3D-принтеры, этюдники – это коробочки для хранения подручного материала для творчества, сушильный стол с ящиками для рисунков и работ из глины. Но самым любимым для класса «чудо-техникой» является деревянный стол для рисования песком и со светомузыкой. Все дети с удовольствием тянули руки, чтобы первыми показать как пользоваться новым оборудованием. Также учительнице приобрели современную офисную технику, чтобы она могла печатать раздаточный материал и пособия. современная школа 2021
После посещения школы-интерната №5 хочется надеяться, что когда-нибудь такие мастерские появятся во всех школах. А пока известно, что в школах-интернатах №№1,2,5 и 12 для особенных детей уже оснастили трудовые классы по проекту «Современная школа». На это потратили около 30 млн рублей. И потратят ещё 71 млн рублей до 2024 года для оснащения девяти коррекционных учреждений края. современная школа 2021
Фото и видео автора
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен